X

Музей РВСН: На базе ракетной

Об этом знают далеко не все: в Украине существует музей одного из самых засекреченных в СССР родов войск – Ракетных войск стратегического назначения.

Об этом знают далеко не все: в Украине существует музей одного из самых засекреченных в СССР родов войск – Ракетных войск стратегического назначения.

Об этом знают далеко не все: в Украине существует музей одного из самых засекреченных в СССР родов войск – Ракетных войск стратегического назначения.

По дороге из Умани в сторону города Первомайска, у пгт Побужское, расположена самая настоящая ракетная база. Здесь в свое время размещался 306-й полк РВСН, а ныне это музей, в котором все подлинное: и шахтная пусковая установка, и ракеты, и уникальные автомобили для их обслуживания.

Транспортно-перегрузочный автопоезд (ТПА) с активной подкатной тележкой – для обслуживания ракетного комплекса «Молодец».

Привод колес активной подкатной тележки осуществляется от тяговых вентилируемых электромоторов с редукторами.

Через дышло тягача-толкача МАЗ-537А (фото справа) проложены кабели электропитания и синхронизации работы двигателей обоих тягачей автопоезда ТПА.

Путь к старту

Главный экспонат в автомобильной экспозиции – транспортный перегрузочный автопоезд (ТПА) с активным полуприцепом, так называемое изделие 15Т284. Это одно из самых больших и тяжелых военных автотранспортных средств, произведенных в Советском Союзе: его длина – 49,9 м, снаряженная масса – 135 т, а полная – 261 т. Таких автопоездов в свое время изготовили всего четыре.

«Изделие» предназначалось для обслуживания стратегического шахтного ракетного комплекса «Молодец». Его задачей было доставлять на стартовую позицию одну из самых совершенных советских ракет – РТ-23УТТХ, поставленную на боевое дежурство в 1988 году. Кстати, эту ракету разработали в Украине, в днепропетровском КБ «Южное».

Транспортно-пусковой контейнер с ракетой, имеющий длину 23,4 м и вес 104,5 т, размещается в объемистом изотермическом кузове полуприцепа с 16 колесами, объединенными по четыре в отдельные тележки. Передней частью полуприцеп опирается на седельную, активную подкатную тележку с таким же количеством колес. Все эти колеса заимствованы от грузовика КрАЗ-255Б.

Кроме того, в состав автопоезда входят два тягача с дизелями Д12А в 525 л. с. рабочим объемом 38,8 л. На головном седельнике – МАЗ-537Е смонтирован генератор переменного тока для питания тяговых электромоторов подкатной тележки, а также компрессор и другое спецоборудование. Замыкающим служил бортовой тягач-толкач МАЗ-537А, снабженный спереди… дышлом. Он помогал поезду преодолевать подъемы, а на спусках, наоборот, придерживал от скатывания. По шоссе транспортный перегрузочный автопоезд мог двигаться со скоростью до 40 км/ч, а по плохим дорогам – до 20 км/ч.

Установщики

Прибыв на стартовую позицию, ТПА подъезжал к другой уникальной машине – УТПК-2, установщику транспортно-пусковых контейнеров (на фото справа). Тот состоял из седельного тягача МАЗ-537Е и двухосного крытого полуприцепа с двускатными колесами небольшого диаметра. На раме последнего смонтировано подъемное устройство для специального кузова. Обе машины стыковались кормой, и происходила перегрузка контейнера из одного кузова в другой. Делалось это т. н. бескрановым способом – по рельсам, проложенным внутри кузовов. Затем установщик подъезжал к пусковой шахте, гидравлика поднимала контейнер в вертикальное положение и при помощи тросовой системы его опускали в шахту.

Потом подъезжала еще одна машина – на базе МАЗ-543А (525 л. с.) с переходником, который устанавливали на ракету сверху. И все это увенчивалось ядерной боеголовкой, доставленной на спецавтомобиле.

Сверху шахту закрывали круглой 120-тонной крышкой, прозванной ракетчиками «летающей тарелкой».

Все работы проходили ночью, чтобы не засекли спутники США.

Полуприцепная заправочная автоцистерна ЗАЦ-2 с тягачом МАЗ-537Д вмещала 31 т ядовитого тептила – жидкого ракетного топлива.

Мощная межконтинентальная баллистическая советская ракета, получившая по коду НАТО название SS-18 Satan («Cатана»).

В шахтном командном пункте. Для запуска ракеты правой рукой нужно повернуть ключ, а левой – нажать кнопку. На кресле – ремни безопасности на случай близкого взрыва.

Установщик унифицированного шахтного командного пункта с тягачом МАЗ-537 имеет грузоподъемность 125 т.

Транспортно-установочный агрегат переходников – ТУАП-2 на шасси МАЗ-543А.

Каждый из 10 зарядов этой боеголовки куда мощнее, чем бомба, сброшенная на Хиросиму.

Командный пункт

Интереснейший экспонат музея – унифицированный командный пункт, который, подобно ракете, тоже установлен в шахте. Высота этого цилиндрического «стакана» 33 м, а диаметр – около 5 м, что обеспечивает минимальную площадь поражения.

С завода-изготовителя контейнер с командным пунктом везли в специальном железнодорожном вагоне, а на ближайшей к базе станции перегружали на автопоезд, который и доставлял этот груз к месту назначения. В состав автопоезда входили седельный тягач МАЗ-537Г и так называемая транспортная тележка – 5-осный полуприцеп-лафет с боковым решетчатым ограждением. Этот транспортер тоже представлен в экспозиции. А рядом с ним можно увидеть установщик грузоподъемностью 125 т, опускавший контейнер в шахту.

Внутри командного пункта – 11 этажей высотой по 3 м каждый. Между ними курсирует узкий лифт на двоих. Этот объект мог, как подводная лодка, функционировать в автономном режиме 45 суток. Здесь были запасы воздуха, воды, продуктов питания, электрогенератор и др.

Такой КП называется унифицированным – из него можно было задействовать 10 «родных» шахтных ракет и по столько же у соседей слева и справа, если их пункты повреждены противником.

После распада Союза Украина стала безъядерной. Ракеты и шахтные установки ликвидированы, но кое-что осталось – для истории. Ведь это результат труда многих тысяч талантливых конструкторов и высококвалифицированных рабочих – квинтэссенция новейших технологий своего времени.

Леонид Гоголев
Фото автора