В этот день, 16 ноября, ровно 80 лет назад прошли первые испытания уникального транспортного средства для десантных войск – Hafner Rotabuggy. Машина, разработанная Раулем Хэфнером из британского Экспериментального института ВДВ (AFEE), представляла собой смесь джипа Willys MB и вертолета.
На автомобиль установили несущий винт диаметром 14,22 м, обтекатель вместо лобового стекла, хвостовой обтекатель и два киля (без рулей). Машина предназначалась для сбрасывания с самолета и высадки десанта. Максимальная расчетная скорость составляла 240 км/ч, а крейсерская – 129 км/ч. Скорость снижения при 77 км/ч – 4,9 м/м, а при 240 км/ч – 10,1 м/с.
Перед тем, как поднять в воздух Rotabuggy, был проведен эксперимент на прочность. По его результатам выяснили, что машина полной массой 1411 кг способна выдержать падение с высоты 2,35 м. Однако первые летные испытания, проведенные в 1943 году, оказались неудачными. Буксируемый тяжелым грузовиком Diamond T чудо-джип не смог набрать необходимой скорости. В итоге, уже 27 ноября с помощью автомобиля Bentley c двигателем в 4,5 л машине все же удалось взлететь и достичь скорости 72 км/ч.
А уже в феврале следующего года Rotabuggy смог показать в полете результат 113 км/ч. Последние испытания провели в сентябре 1944 года. Машина, которую сбросили с бомбардировщика Whitley, смогла продержаться в воздухе 10 минут, пролетев на высоте 122 м со скоростью 105 км/ч. Однако в дальнейшем работы по летающему джипу были свернуты, так как появились куда более совершенные по конструкции тактические планеры.
К сожалению, оригинальный Hafner Rotabuggy не сохранился. Зато можно полюбоваться на его точную копию, которая сегодня выставлена Музее армейской авиации в Миддл-Уолопе.