X

Автомобили Победы: тест-драйв ГАЗ-67 и Willys MB

Они не должны были дожить, но они выдержали – два армейских внедорожника, фронтовика, союзника. Их создавали с расчетом на короткий фронтовой пробег – до первого серьезного боя, первой бомбежки, первого минного поля. Подшипники ступиц без регулировок, карданы на пластиковых втулках, сиденья из брезента, а кузова – без дверей…

Сегодня у нас тест-драйв двух автомобилей из прошлого. Из героического прошлого, которое, так или иначе, коснулось каждого из нас. ГАЗ-67 и WillysMB – легкие внедорожники времен Великой Отечественной войны, советский и ленд-лизовской, «наш» и «американец». Попробуем их сравнить.

Похожие – и разные

Первый вопрос, который всегда волнует неравнодушного соотечественника: содрали или не содрали? Сами спроектировали «газик» или скопировали его с «Виллиса»? Наш ответ: нет, наши не скопировали. Свой легкий полноприводный вездеход под именем ГАЗ-61 у Красной Армии был еще в 1938 году. Но к началу 1941 года у американцев появился утилитарный армейский автомобиль 4×4 модели Bantam BRC– максимально простой и дешевый, без крыши и дверей. Его примитивный технологичный кузов приглянулся нашим военным – и в Горьком быстро соорудили нечто подобное для своего проверенного шасси ГАЗ-61. Получился ГАЗ-64, через пару лет модернизированный в ГАЗ-67.

А вот Willys как раз свою модель MB не проектировал, а делал по чужим готовым чертежам, полученным у American Bantam. Так же поступил и Ford, выпускавший свой клон «Виллиса» под именем JPW.

Все три упомянутые иномарки поставлялись по договору ленд-лиза в Советский Союз, причем в немалых количествах.

От отечественного аналога их отличало одно важное обстоятельство. Если сытая Америка создавала армейский внедорожник с нуля, ориентируясь исключительно на требования военных, то нашим конструкторам пришлось складывать его из уже освоенных узлов и агрегатов. Поэтому начинка газика по большей части состоит из деталей довоенного вездехода ГАЗ-61, легковой эмки и грузовой полуторки.

Эргономика войны

Оба автомобиля при сложенных крышах кажутся низкими, приземистыми. При этом наш смотрится шире в плечах, а американец кажется более высоким «в ногах», поскольку его колея заметно уже (на 216 мм). Но кузова внедорожников расположены довольно высоко над землей (клиренс по кузову порядка 300 мм), и садиться за руль неудобно. Нужно подтягиваться, цепляясь за баранку, напрягать пресс и просчитывать траекторию, по которой должны пройти ноги. А ведь я в легких туфлях, а не в кирзовых сапогах!

С выходом также проблемы, особенно у Willys: подножки у него нет, приходится, изловчившись, прыгать с сиденья сразу на землю. Благо левое сиденье у американца выше правого (из-за спрятанного под подушкой бензобака), и шоферу не нужно привставать перед прыжком. Между собой передние седоки Willys постоянно контактируют – то локтями, то плечами.

У ГАЗ-67 свои сюрпризы: ощущение, что сидишь сбоку от руля, но на самом деле его ось всего лишь развернута вправо (порядка 10 градусов), и это не мешает вращать руль. Собственно, на фоне того усилия, которое нужно к нему прикладывать, вряд ли вообще что-то может помешать… Зато сиденья – не унылый брезент «Виллиса», а роскошные, мягкие, обитые черным кожзамом. Бак под водительским креслом тоже есть (дополнительный, второй по счету), но на высоту сиденья это не повлияло. И между креслами столько места, что кажется – можно не то что несколько ППШ уложить, но и третьего человека усадить.

У обеих машин есть заднее сиденье, которое позиционируется как двухместное. Мы хотели с этим поспорить (тесновато будет!), но потом выяснилось, что и на колесных арках тоже допускалось размещение пары солдат – по одному на каждой…

Тяга и скорость

На первой передаче газик берет с места резко, как будто прыгает вперед. Вообще-то, этого делать нельзя: заводской мануал настоятельно рекомендует пользоваться первой и задней передачами только при подключенном переднем мосте, иначе невероятный крутящий момент может разрушить редуктор задка. Но первая передача умышленно сделана такой тяговой – чтобы отказаться от понижающей ступени в раздатке. Так что если нужна «ползучая» скорость, включай вместо понижайки первую – и вперед!

Похожие решения встречаются и сейчас, например, на наших ЛуАЗиках или Renault Duster. Первая передача ГАЗа оказалась более тяговитой , чем у «Виллиса», даже при включенной понижающей ступени в раздатке. В результате газик мог таскать по любому бездорожью прицепы паспортной массой 800 кг и даже дивизионные пушки калибром 76 мм и массой 1850 кг.

Педали ГАЗ-67 тугие, рычаг МКП работает с четким жестким щелчком. Урчащий звук двигателя, охотно отзывающегося на акселератор, слышится не сзади, как обычно, а с боку, из-под днища, а точнее – из правого крыла, где спрятан глушитель. Диапазон резвости при разгоне короткий, живой подхват быстро заканчивается и переходит в ровное уверенное движение. Включив четвертую, до паспортных 90 км/ч разгоняться мы не пробовали, но думаю, что получилось бы без проблем. По бездорожью, неровному лугу газик идет, как утюг, – легко, ровно, не меняя тона двигателя, лишь на крупных неровностях вздыбливая зауженный капот к небу.

Интересно, что в полевых условиях мало заметна разница между второй и третьей передачами, эластичность двигателя просто удивительна. Разве что на низшей ступени ускорение более яркое.

Willys на этом фоне – просто пижон. Все органы управления работают мягче, коробка хоть и трехступенчатая, но две высшие передачи синхронизированы. На асфальте машина так весело устремляется вперед, что хоть сейчас выруливай на перстрые киевские улицы и вливайся в поток современного транспорта.

По неровному полю американец идет не так приятно, как наш соотечественник. Хотя скорость держит так же легко. «Козлит» машина сильнее, и водителю приходится крепче сжимать баранку, а пассажирам – цепляться за рамку лобового стекла. Дверей все так же нет, и, честно говоря, быстро ехать тут страшнее, чем в газике. Кажется, что узкого «Виллиса» качает сильнее, и ты вот-вот вылетишь вон. Видимо, сказываются на 350 кг меньшая масса и короткая база американца…

Мы победили

Ну, а если совсем строго, то не нам сегодняшним судить и оценивать их: какими бы ни были эти два вездехода, они сделали главное – вывезли на себе ту войну и в итоге – победили! За что наш низкий поклон им и тем, кому выпало ездить на них в те суровые годы.

Резюме

ГАЗ-67

+ Вездеход-тягач военного назначения, прочный, сильный, устойчивый, не лишенный, однако, способности быстро передвигаться. Авто на все случаи армейской жизни. Тяговитый двигатель и соответствующая трансмиссия сделали его хозяином военных дорог и бездорожья, причем с пушкой на прицепе.

– Органы управления требуют напряжения от водителя. Несмотря на заявленную утилитарность машины, хотелось бы, чтобы здесь был более развитый тент для защиты от непогоды.

 

WillysMB

+ Резвый малый, к тому же «окультуренный». Многоцелевой армейский транспорт, конструкторам которого во многом удалось сохранить гражданские повадки авто. Одноко его тяговые и транспортные способности куда скромнее. Динамические характеристики делают езду на нем увлекательной и даже азартной, но для этого лучше выбирать дороги поровнее.

– Узкая колея делает рискованным движение на скорости по сильно пересеченной местности. Вопрос защиты от непогоды также не решен.

ГАЗ-67Willys MB
Тип кузоваКабриолет
Дверей/мест0/4
Габариты, Д/Ш/В, мм3345/1720/1690 3335/1585/1830
База, мм2100    2030
Клиренс, мм235  220
Масса снаряж./полн., кг1375/16551020/1270
Объем багажника, л
Объем бака, л70   57
Типбенз. карб.
Расп. и к­воцил./кл. на цил.R4/2
Объем, см. куб.3,282,2
Мощность, л.с./ об/мин50/280060/3600
Макс. кр. мом., Нм/об/мин167/1400 – 1500137/2000
Тип приводаПодключаемый полный
КПП4­ст. мех.3­ст. мех.
Максимальная скорость, км/ч90104
Разгон 0­100 км/ч, с
Ср. расход, л/100 км16,012,0