Сегодня, 6 декабря отмечают День Вооруженных сил Украины. Какие же армейские автомобили и бронетехнику получили военные за четверть века независимости.
В этом году Вооруженным силам Украины исполнилось 25 лет. На момент обретения независимости, в 1991 году в украинской армии насчитывалось 8700 танков и 11 000 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, а также тысячи грузовых автомобилей. Со временем все эти машины изрядно устарели. Какие же новинки колесной и гусеничной бронетехники получили наши защитники за 25 лет?
Разработка новых танков и БТР в Украине началась еще в начале 2000-х. Однако новая бронетехника активно начала поступать в украинскую армию лишь пару лет назад, после начала АТО на востоке страны. Если говорить о гусеничных машинах, то это танки «Булат» и «Оплот» отечественного производства, а также модернизированные боевые машины пехоты.
Что же касается колесной бронетехники, то здесь, прежде всего, надо отметить четырехосный БТР-4 «Буцефал», производство которого началась в 2011 году. Это совершенно новая модель, разработанная Харьковским конструкторским бюро им. Морозова. Это КБ также занималось и БТР-3Е, существенно модернизированным БТР-80. Сегодня БТР-4 и БТР-3Е уже хорошо себя показали в реальных боевых действиях.
В 2016 году военные наконец-то получили и легкие двухосные БТР «Дозор-Б», которые впервые были показаны на выставке вооружения в Киеве еще 12 лет назад. Они также были спроектированы ХКБМ им. «Морозова», а сегодня выпускаются на Львовском бронетанковом заводе.
Особенно стоит отметить ПАО «АвтоКрАЗ», который освоил производство целого семейства бронеавтомобилей по лицензии канадско-эмиратской компании Streit Group: «Кугуар» (на шасси Toyota Land Cruiser), «Спартан» (на шасси Ford-F550) и «Шрек» стандарта MRAP (на базе КрАЗ-5233ВЕ 4х4).
Кременчугский автозавод также начал активно поставлять военным и обычные бортовые грузовики – КрАЗ-6322 «Солдат» (6х6), которые пришли на смену «Уралам» и отчасти «Камазам». Кстати, на КрАЗах уже начали устанавливать систему залпового огня, есть планы перевести все установки «Град» на это шасси.
Начали поступать в украинскую армию и минские грузовики МАЗ. Более того, сборку МАЗов даже наладили в Черкассах, а за их бронирование взялось столичное НПО «Практика». Надеемся, что и машины более легкого класса – ГАЗ-66 также скоро обновят. В этом плане активно работает КрАЗ, также интересные модели предлагает и компания Hyundai.
Что же касается «УАЗиков», то и им пока также не нашли полноценной замены (поставленные в качестве помощи из США пару сотен Hummer не решают проблемы). А ведь это не только штабные джипы, но и санитарные автомобили на базе «буханки». Есть надежды, что роль последних будут выполнять новейшие автомобили «Богдан-2251» «Санитарка», разработанные компанией «Богдан». Эти машины уже успешно прошли испытания в зоне АТО.
Немало интересных БТР и бронеавтомобилей было представлено на выставке «Оружие и безопасность 2016», проходившей в Киеве в начале октября. Хочется верить, что они не останутся выставочными образцами, а скоро встанут в строй – и должным образом будут нести службу.