X

Армейский КрАЗ Спецназ – непростой путь к серийному производству

28 лет назад премьерой Киевского международного автосалона SIA-96 стала новинка Кременчугского автозавода – КрАЗ-5131ВЕ, первый в истории предприятия грузовик с колесной формулой 4х4

Нал проектом двухосного армейского грузовика в Кременчуге начали работать весной 1993 года. Чертежи были закончены к декабрю 1994 года, а технические условия утверждены в 1995 году. Работы над машиной велись под руководством главного конструктора Михаила Корсуна и его заместителя – Владислава Левского.

Премьера КрАЗ-5131ВЕ (4х4) на выставке SIA-96

Первые опытные образцы были построены в начале 1996 года. Они имели грузоподъемность 5,1 т. Мотор ЯМЗ-238БЛ развивал 310 л. с.  и позволял развивать скорость до 85 км/ч.

Такая машина, показанная на выставке SIA-96, имела на дверке эмблему с надписью: «Україна. Збройні Сили». Однако ее нарисовали сами заводчане, а вот военные с заказами не спешили. Поэтому в 1999 году работы над двухосным семейством и прекратили.

Журналисты “Автоцентр” тестируют КрАЗ-5131ВЕ (2002 г.)

Они возобновились лишь в 2002 году, с приходом нового директора предприятия – энергичного Сергея Сазонова. Однако путь к серийному производству был непрост и долог.

Испытания окончательной версии – автомобиля КрАЗ-5233ВЕ, который получил название «Спецназ», начались только в 2008 году, а государственные – в апреле 2010 года. И лишь в августе 2011 года приказом Министерства обороны Украины автомобили наконец-то приняли на вооружении.

КрАЗ-5131ВЕ (4х4) с гаубицей Д20 калибра 152-мм

Выпуск грузовиков 4х4 постепенно нарастал, и в течение 2013 – 2014 гг. в Вооруженные Силы и в Национальную гвардию было поставлено уже около 650 машин.

КрАЗ-5233ВЕ “Спецназ” с кузовом-фургоном для перевозки личного состава. На парaде по случаю 23-й годовщины независимости Украины, Киев, 24 августа, 2014 г.

Еще до принятия на вооружение в Украине, автомобиль успешно демонстрировали на крупных международных венных выставках – в Египте, Конго, Таиланде, Нигерии. В начале 2011 года он блистательно показал себя на знаменитой Международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2011 в городе Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов.

На демонстрационном полигоне выставки полоса препятствий была очень серьезной, и двухосные полноприводные машины других участников, в том числе КАМАЗы, даже не рискнули на нее выехать. А КрАЗ прошел трассу играючи.

КрАЗ-5131ВЕ-016 для полиции Нигерии

Системное участие кременчугского вездехода в международных выставках принесло ему широкую известность и открыло путь к зарубежным заказам. Первый крупный контракт – на поставку 100 машин КрАЗ-5131ВЕ-016 для Нигерии – был заключен в результате тендера, выигранного еще в 2007 году. Двухосные КрАЗы (4х4) поставлялись также в Иран, Египет, Конго, Таиланд.

Вахтовый автобус преодолевает брод. Пригород Кременчуга, лето 2005 г.

Полноприводные КрАЗ-5233ВЕ (4х4) оснащались универсальным кузовом армейского типа и могли перевозить до 6 т груза. Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2 в 330 л. с. позволял достигать с полной нагрузкой скорости 85 км/ч.

Пиротехнический КрАЗ-5233ВЕ для разминирования

Випускалися також шасі КрАЗ-5233НЕ, на які монтувалися різні спеціальні надбудови. Один із яскравих прикладів – т.з. піротехнічна машина, призначена для розмінування, розроблена у 2008 році на замовлення МНС України. Вона була оснащена броньованим модулем із пошуковим обладнанням, гідравлічним краном, спеціальною платформою та іншими технічними засобами. 2007 року було виготовлено кілька десятків таких машин.

Полковая землеройная машина ПЗМ-3-01 на шасси КрАЗ-5233НЕ (4х4) на выставке “Оружие и безопаность-2016” в Киеве

Читайте также:
Как на День Конституции презентовали КрАЗ с принципиально новой кабиной