Армейский КрАЗ Спецназ - непростой путь к серийному производству
28 лет назад премьерой Киевского международного автосалона SIA-96 стала новинка Кременчугского автозавода – КрАЗ-5131ВЕ, первый в истории предприятия грузовик с колесной формулой 4х4
Нал проектом двухосного армейского грузовика в Кременчуге начали работать весной 1993 года. Чертежи были закончены к декабрю 1994 года, а технические условия утверждены в 1995 году. Работы над машиной велись под руководством главного конструктора Михаила Корсуна и его заместителя – Владислава Левского.
Первые опытные образцы были построены в начале 1996 года. Они имели грузоподъемность 5,1 т. Мотор ЯМЗ-238БЛ развивал 310 л. с. и позволял развивать скорость до 85 км/ч.
Такая машина, показанная на выставке SIA-96, имела на дверке эмблему с надписью: «Україна. Збройні Сили». Однако ее нарисовали сами заводчане, а вот военные с заказами не спешили. Поэтому в 1999 году работы над двухосным семейством и прекратили.
Они возобновились лишь в 2002 году, с приходом нового директора предприятия – энергичного Сергея Сазонова. Однако путь к серийному производству был непрост и долог.
Испытания окончательной версии – автомобиля КрАЗ-5233ВЕ, который получил название «Спецназ», начались только в 2008 году, а государственные – в апреле 2010 года. И лишь в августе 2011 года приказом Министерства обороны Украины автомобили наконец-то приняли на вооружении.
Выпуск грузовиков 4х4 постепенно нарастал, и в течение 2013 – 2014 гг. в Вооруженные Силы и в Национальную гвардию было поставлено уже около 650 машин.
Еще до принятия на вооружение в Украине, автомобиль успешно демонстрировали на крупных международных венных выставках – в Египте, Конго, Таиланде, Нигерии. В начале 2011 года он блистательно показал себя на знаменитой Международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2011 в городе Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов.
На демонстрационном полигоне выставки полоса препятствий была очень серьезной, и двухосные полноприводные машины других участников, в том числе КАМАЗы, даже не рискнули на нее выехать. А КрАЗ прошел трассу играючи.
Системное участие кременчугского вездехода в международных выставках принесло ему широкую известность и открыло путь к зарубежным заказам. Первый крупный контракт – на поставку 100 машин КрАЗ-5131ВЕ-016 для Нигерии – был заключен в результате тендера, выигранного еще в 2007 году. Двухосные КрАЗы (4х4) поставлялись также в Иран, Египет, Конго, Таиланд.
Полноприводные КрАЗ-5233ВЕ (4х4) оснащались универсальным кузовом армейского типа и могли перевозить до 6 т груза. Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2 в 330 л. с. позволял достигать с полной нагрузкой скорости 85 км/ч.
Випускалися також шасі КрАЗ-5233НЕ, на які монтувалися різні спеціальні надбудови. Один із яскравих прикладів – т.з. піротехнічна машина, призначена для розмінування, розроблена у 2008 році на замовлення МНС України. Вона була оснащена броньованим модулем із пошуковим обладнанням, гідравлічним краном, спеціальною платформою та іншими технічними засобами. 2007 року було виготовлено кілька десятків таких машин.