Driving Impression («Впечатление от вождения») – так назывались прошедшие в середине сентября в шведском городе Гетеборг презентация и тест-драйв новых грузовых автомобилей компании Volvo Trucks.
Для города и не только
На площадке нас поджидали с десяток разноцветных автомобилей семейства FL и их более тяжелых «собратьев» – FE. Внешне обновленные машины легко узнать по решетке радиатора и фарам с остроугольными полосками LED-фонарей дневного света, выполненным в стиле флагмана марки – тягача FH. И пресловутая эмблема Volvo c косой полосой здесь также перекочевала под лобовое стекло – на специальный широкий молдинг из темно-серого пластика. Последний визуально удлиняет лобовое стекло, что делает кабину зрительно ниже и легче. Поменялся и бампер, получивший по углам вставки из высокопрочной стали. Существенно изменился и интерьер, включая новую приборную панель и более эргономичные кресла.
Машины FL имеют полную массу от 12 до 18 т и комплектуются 4- и 6-цилиндровыми турбодизелями Евро 6, объемом 5,1 л (210 и 240 л. с.) и 7,7 л (250 и 280 л. с.) Первым берем на тест двенадцатитонный автомобиль с 240-сильной «четверкой». По заявлению фирмы, это самый мощный двигатель в данной весовой гамме. Машина была укомплектована короткой кабиной Day, хотя возможна установка еще двух на выбор: удлиненной на 40 см Сomfort Cab (cо спальной полкой или местом для багажа) и двухрядной 7-местной Сrew Cab.
Презентация развозного семейства FL и FE проходила в демонстрационном центре компании Volvo Trucks. Здесь мы уже неоднократно бывали, тестируя машины на полигоне, бок о бок соседствующем с кольцом для испытаний легковых автомобилей. На этот раз, кроме уже известной трассы с подъемами и крутыми поворотами, организаторы соорудили макет небольшого города. Несколько больших морских контейнеров были обвешены баннерами с изображением жилых домов и магазинчиков, а между ними расставлены яркие фишки. Таким образом, журналистам была предоставлена возможность потренироваться в фигурном вождении и оценить маневренность новых грузовиков.
Мотор в 240 л. с. резво разгоняет машину, обеспечивая максимальный крутящий момент в 900 Нм в диапазоне от 1200 до 1600 оборотов в минуту. Роботизированная 6-ступенчатая коробка передач I-Sync от Volvo Trucks работает быстро и плавно, практически без толчков. Можно перейти и на ручной режим управления, переключая передачи правым подрулевым рычажком вверх-вниз. Последнее весьма актуально при обгоне или преодолении подъема, когда нужен запас тяги. Очень понравилась отменная шумоизоляция кабины и прекрасная обзорность – наш автомобиль был даже снабжен зеркалом переднего габарита.
Пересаживаемся на другую машину – модель FL, с более короткой колесной базой и оборудованную уже не промтоварным фургоном, а самосвальным кузовом портального типа. Этот автомобиль, единственный среди предоставленных на тест, был оснащен опционной 6-скоростной автоматической трансмиссией Alisson. Коробка оказалась ничем не хуже «вольвовской». А более мощный двигатель – «шестерка» в 280 л. с. обеспечивает неплохие динамические показатели, держа полку максимального крутящего момента – 1050 Нм – в необычно широком диапазоне оборотов: 950 – 1700 в минуту.
Следующими на очереди стояли машины семейства FE, полной массой от 18 до 26 т. Сначала мы решили обкатать версию с кузовом фургон, большой колесной базой (5,6 м) и удлиненной, спальной кабиной Comfort Cab. Данная 18-тонная модель имела в своем активе 280-сильный турбодизель и уже 12-ступенчатую роботизированную коробку передач I-Shift, подобную устанавливаемым на «взрослых» грузовиках FM и FН. Приемистый мотор и шустрая в работе КП оставили хорошее впечатление.
Завершить испытания развозных машин мы решили мусоровозом FE с колесной формулой 6х2 (заглавное фото). Машина была оснащена самым мощным, 320-сильным агрегатом и 12-ступенчатой автоматической КП I-Shift. Приятно удивила маневренность автомобиля, достигаемая управляемой последней осью. Маневрировать в стесненных городских условиях помогают дополнительные окна в дверях (для обзора околоколесного пространства), а также камера заднего вида, автоматически включаемая и постоянно передающая картинку даже при движении вперед.
И наконец, хочется похвалить отменные тормозные качества автомобилей FL и FE. Понравилась работа моторного тормоза, включаемого левым подрулевым переключателем удобной изогнутой формы. Повышению активной безопасности способствует и система курсовой устойчивости ESP, входящая в стандартную комплектацию. А уверенно тронуться на горке поможет противооткатная система Hill Assist, которая после отпускания педали тормоза удерживает автомобиль на месте в течение трех секунд.
Дальний бой
Внешне новый FM легко узнаваем. Кабина с наклонным лобовым стеклом перешла от прежней модели. А вот оформление носовой части – от нового флагмана FH: появилась решетка радиатора с откидной подножкой для протирки лобового стекла, характерной формы фары (опция – биксеноновые), высоко расположенная эмблема.
На тягачи Volvo FM предлагаются турбодизели стандарта Евро 6, оснащенные системой SCR AdBlue, системой рециркуляции отработавших газов EGR, а также сажевым фильтром DPF. Это 10,8-литровые агрегаты D11 – мощностью 330 – 450 л. с., а также двигатели D13 рабочим объемом 12,8 л и мощностью 420 – 500 л. с. Среди новаций моторов D11 – применение системы впрыска Сommon Rail с давлением 2000 бар, что, в частности, дало значительное снижение шума. А вот в турбодизелях D13 используются уже индивидуальные насос-форсунки.
Теперь за руль – и в путь. Тест-драйв магистральных тягачей FM проходил по дорогам общего пользования. Каждому журналисту предстояло сначала проехать маршрут длиной 39 км. Затем в обратный путь, но уже на другом автомобиле. По распределению нам достался седельный тягач 6х2, укомплектованный 420-сильным турбодизелем D13 и самой просторной в линейке кабиной Globetrotter XL.
При езде по трассе отмечаем легкий, но при этом информативный руль. Оказывается, впервые в классе машина оснащена динамическим рулевым управлением – VDS (Volvo Dynamic Steering). Устроено оно так. Помимо гидропривода, здесь установлен еще и специальный электромотор, получающий команду (до 2000 раз в секунду!) от датчиков, снимающих различные параметры. В результате достигается отменная курсовая устойчивость автомобиля при минимальном усилии на руле. Так, на скоростной трассе «умное» рулевое помогает противостоять боковому ветру, а на плохой дороге гасит толчки от неровностей. И мы это проверили – работает отлично!
Жалко, что не было возможности испытать еще одно ноу-хау нового FM – cистему I-See. Она запоминает подъемы и спуски на маршруте и при повторном проезде по нему корректирует работу коробки передач и моторного тормоза, обеспечивая лучшую топливную экономичность.
Что касается 13-литрового мотора Евро 6 в самом скромном исполнении в 420 л. с., то его мощности вполне хватает на прямых участках. Хотя на подъемах для груженной фуры он слабоват. Приходится пользоваться «кик-дауном». Есть и еще один способ улучшить динамику разгона – перевести 12-ступенчатую роботизированную трансмиссию I-Shift в ручной режим управления. Делается это так. В нашей машине стандартного джойстика КП не было. Его заменяла новая опция – четыре клавиши на приборной панели. Водитель не отвлекаясь от дороги может просто нажать на клавиши «плюс» или «минус» и перейти соответственно на передачу вверх или вниз. При чрезмерно высоких или низких оборотах электроника сама перейдет в автоматический режим переключения – для подстраховки.
И под конец хочеться похвалить тормозную систему тягача FM, в частности высокоэффективный 3-ступенчатый моторный тормоз VEB (Volvo Engine Brake).
Фото автора