X

Тест-драйв «Фургона года» Iveco New Daily: метан против дизеля

Недавно нам довелось провести тест-драйв развозного автомобиля Iveco New Daily в битопливной версии CNG Bifuel, который может работать и на сжатом прирородном газе, и если нужно, то и на бензине.

 В связи с дороговизной дизельного топлива автомобили на газе приобретают особую актуальность в Украине. Автомобиль Iveco New Daily в чисто дизельной версии мы уже тестировали летом прошлого года (см. «КА» №7/10’ 2014 ). Напомним, что всю линейку этих машин авторитетное авторитетное жюри конкурса International Van of the Year отметило престижным титулом «Международный фургон 2015 года».

На этот раз мы взяли на тест газовый фургон в версии S35S – полной массой 3,5 т. Но есть и другие фургоны на голубом топливе от завода-производителя – полной массой от 4,0 до 7,0 т. Аналогичные версии имеют шасси с кабиной и застекленные фургоны.

Решающие преимущества
Битопливный двигатель, установленный на нашем автомобиле, по конструкции в целом подобен стандартной дизельной версии, на базе которой его и создали. Это заметно облегчает снабжение и расходными материалами, и запчастями. Что же касается затрат на топливо, то они заметно сократились – примерно на 20%. Немаловажно, что такой газовый силовой агрегат не теряет в мощности и ресурсе по сравнению с переоборудованными на ГБО автомобилями.

Конструкция газового двигателя с электрическим зажиганием и трехступенчатым катализатором обеспечивает очень низкий уровень вредных выбросов и отвечает экологическим стандартам EEV.

Нужно отметить такую особенность данной битопливоной машины: основной режим ее работы – на газе. И только когда запас метана подходит к концу, двигатель автоматически переходит на бензин – водителю совершенно не нужно, что-либо переключать вручную. Бензин является только резервным видом топлива. Его бак имеет емкость 14 л, что позволяет проехать до 100 км.
Битопливные машины, правда, дороже чисто дизельных собратьев на 10%. Однако при интенсивной эксплуатации они вполне могут окупить себя даже за полгода. Что касается веса, то у газового автомобиля он почти такой же как у дизельного собрата, ведь баллоны сделаны из легкого пластика.

Немаловажно, что ГБО разработано специально под этот автомобиль и устанавливается на него непосредственно на заводе Iveco. Такая интеграция позволяет достичь максимального объема баллонов.

Еще больше снизить затраты на топливо можно, если для автохозяйства, где имеется парк газовых New Daily, приобрести газораспределительную станцию, примерная стоимость которой 4 тыс. евро. Ее можно присоединить к бытовой газовой трубе. Голубое топливо в ней, хоть это и не метан, тоже вполне годится для автомобиля.

Снаружи и внутри
Битопливный New Daily внешне почти не отличается от своего чисто дизельного собрата. О его специфике говорят лишь шильдики с надписью Natural Power, что можно перевести как «работает на природном газе». Да еще из-под днища чуть виднеются металлические защитные кожухи газовых баллонов. Эти стандартные емкости установлены на раме машины позади кабины водителя: слева и справа, а в качестве опции- и по середине. Возможны также и дополнительные баллоны в заднем свете.

Заметим, что на нашей тестовой машине их было максимальное количество – 5 штук по 40 л каждый. Для заправки машины газом служит лючок, расположенный позад правой двери кабины. В нем находится горловина, на которую одевается автоматический заправочный пистолет. А для заправки пистолетом старого образца, а такие в Украине еще имеются, служит специальная трубка-переходник.

Подкапотное пространство выглядит в принципе также как и на чисто дизельном автомобиле. Вообще, большой плюс, что многие запчасти к газовой версии подходят от дизельной машины. Это, в частности, датчики оборотов и давления, воздушный фильтр, блок с предохранителями, система отопления и т. д.

Интерьер кабины газового New Daily ничем не отличается от того, который применяется на дизельной версии. Современный дизайн, добротный, приятный на ощупь пластик. Рулевое колесо регулируется в двух плоскостях. Кресло водителя, уже в стандартном оснащении, имеет регулировку подушки не только по высоте, но и по наклону передней части, что удобно для людей разного роста. В опции можно установить подрессоренное сиденье и подлоготники. Для удобной посадки в кабину, на наш взгляд, не помещали ручки на передних стойках.

 Обращает на себя внимание обилие емкостей для вещей. Кроме вместительного бардачка имеется три закрывающихся отсека наверху приборной панели, емкие карманы в дверях и большие багажные отделения под подушкой двухместного пассажирского сиденья.
В просторном грузовом отсеке полезным объемом 12 м куб. – пол со специальным, легкомоющимся покрытием.

Для доступа во внутрь служит одна боковая сдвижная дверь, справа по ходу, и двустворчатая – задняя. Последняя имеет створки, которые можно раскрывать на угол 90, 180 или 240 градусов. Это удобно для работы в стесненном пространстве. Запасное колесо в нашей машине располагалось внутри кузова, у задней двери, слева по ходу. Это объясняется тем, что место под полом фургона занято газовыми баллонами. Конечно, такое решение немного уменьшает полезный объем фургона, но есть и преимущества: доступ к запаске облегчается, и она не покрывается грязью.

На ходу
Первое, на что обращаешь внимание во время езды – это низкий уровень шума: по сравнению с чисто дизельной версией он снижен на 5 дБ. Это очень важно для работы автомобиля в жилых зонах и ночью. Битопливный двигатель поставляется только в версии 136 л. с., но его мощности на нашей машине вполне хватало для неплохой динамики. Двигатель показал себя очень эластичным и неудивительно, ведь он сохраняет максимальный крутящий момент (350 Нм) в весьма широком диапазоне оборотов: от 1500 до 2730 в минуту. А вообще неплохую тягу он показывал уже начиная с 1200 об/мин.

На нашем автомобиле была установлена механическая, 6-ступенчатая коробка передач. Оказалось, что для движения по городу наиболее подходит 5-я передача, на которой скорость 80 км/ч достигается при 2000 об/мин. А на 6-й передаче при 1700 об/мин мы выходили на скорость 90 км/ч. Джойстик КП нам понравился четкостью включения; на нем не было нежелательных вибраций. Правда, его ход был маловат в поперечном направлении, что требовало привыкания.

Приятное впечатление оставил удобный, информативный руль сравнительно небольшого диаметра. От упора до упора у него четыре оборота. Машина очень маневренная, в чем немалая заслуга передней подвеске на поперечной рессоре – это обеспечивает большой выворот передних колес. Рычаг ручного тормоза, расположенный в довольно широкой выемке между креслом и пассажирским диваном, удобен в работе – к нему не нужно тянуться.
Педали мягкие, удобные. Ход сцепления показался великоват – оно берет в конце. Тормоза работают весьма эффектно.

А теперь об экономичности. Борт-компьютер на нашей машине показал средний расход голубого топлива 11,7 кг на 100 км. Это соответствует 11 кубометрам потребленного газа. Учитывая, что баллоны общей емкостью 200 л вмещают до 40 кубов, запаса газа может хватить примерно на 350 км. Хотя объем газовых баллонов можно увеличить, что поможет поднять и запас хода. Надеемся, что автомобиль Iveco New Daily в битопливной версии CNG Bifuel будет по достоинству оценен украинскими перевозчиками. 

Итоги:
+ Топливная экономичность
+ Быстрая окупаемость
+ Маневренность
+ Низкий уровень шума

– Малый ход рычага КП в поперечном направлении
– Отсутствие поручня на передней стойке