Завод Ford Otosan в Турции: В гостях у юбиляра
Турецкий завод Ford Otosan, где выпускают известные грузовики Cargo, отмечает свое 30-летие. Недавно предприятие посетила группа дилеров и журналистов из разных стран.
Турецкий завод Ford Otosan, где выпускают известные грузовики Cargo, отмечает свое 30-летие. Недавно предприятие посетила группа дилеров и журналистов из разных стран.
От фешенебельного стамбульского отеля с забавным названием «Диван» наш автобус стартовал ранним утром. Четыре часа по неплохому асфальту в турецкую глубинку – и серебристая Temsa уже въезжает на территорию завода Ford Otosan, что в городе Инону.
В расцвете сил
Корпуса предприятия раскинулись на обширной озелененной территории, занимающей почти миллион квадратных метров. А площадь самих помещений составляет 70500 м кв. Здесь трудятся свыше 7,4 тыс. «синих воротничков» – рабочих и около 2,2 тыс. «белых воротничков» – ИТР и служащих.
Экскурсия по заводу была основательной и интересной. Пройдя по цехам, мы увидели все этапы создания грузовиков Cargo. И убедились – и оборудование, и технология здесь самые современные, обеспечивающие высокое качество продукции. Предприятие производит в год до 10 тыс. автомобилей, 66 тыс. дизельных двигателей и 140 тыс. агрегатов трансмиссий.
Интересно, что до 2005 года завод работал исключительно на внутренний рынок и только затем замахнулся на экспорт. В самой Турции он сегодня занимает в сегменте тяжелых грузовиков одну из лидирующих позиций, при этом его доля на рынке постоянно растет.
Что касается экспорта, то нынче грузовики Cargo поступают в 20 стран мира, в том числе в Восточную Европу и Африку. Согласно глобальной стратегии компании главное внимание уделяется рынкам, непосредственно окружающим Турцию. Это Россия, Азербайджан, государства Ближнего Востока и Украина.
Сегодня модельный ряд Ford Cargo широк и многообразен, он способен удовлетворить самые разные потребности перевозчиков. Программа включает машины различного назначения полной массой от 18 до 42 т. Это развозные и муниципальные автомобили с колесными формулами 4х2, 6х2 и 8х2, а также строительная техника – самосвалы и миксеры (6х4 и 8х4). Выпускаются и магистральные тягачи (4х2) для работы в составе автопоездов полной массой до 40 т.
В качестве силовой установки используются «родные» фордовские турбодизели семейства Ecotorq – рядные шестерки рабочим объемом 7,3 или 9,0 л. Коробки передач – от известного производителя ZF, механические, 9- или 16-ступенчатые.
Ford Otosan недавно начал реализовывать свою Глобальную стратегию грузовиков. Она будет осуществляться в три этапа совместно с Ford South America. На первом этапе в Южной Америке начнется выпуск кабины, общей для обоих производителей. На втором будет изготавливаться общий продукт для различных рынков, а на третьем запустят в производство целую унифицированную модельную линейку автомобилей и двигателей.
Богатыри-строители
Ford Otosan постоянно совершенствует свою продукцию. В прошлом году приступили к выпуску новой серии строительных самосвалов. Эти машины нам продемонстрировали в деле – на специально оборудованном тестовом участке.
Отличить новинку от предшественников нетрудно с первого взгляда: увеличились фары, вырос в размерах воздухозаборник радиатора, массивнее стал бампер. И еще одна приметная деталь – у лобового стекла сверху появилось зеркало переднего габарита.
На самосвалах установлены 9,0-литровые турбодизели Ecotorq. Они снабжены усовершенствованным воздушным фильтром и глушителем с пониженным сопротивлением потоку отработавших газов.
Самосвальные платформы – тоже турецкого производства, от компаний Ozunlu и Arslan. Последняя использует для их изготовления высокопрочную шведскую сталь Hardox.
Повышенная прочность – важнейшее отличие новых самосвалов Ford Cargo. Чтобы убедительно продемонстрировать это, кузова автомобилей наполнили доверху, да еще с «горкой», крупным гранитом. Это был явный перегруз: полная масса 4-осного самосвала возросла на 15 т – до 56 т (норма – 41 тонна).
И вот такие тяжеленные машины были выпущены на грунтовую дорогу, колеи которой изобиловали ямами глубиной до 0,6 м. Мосты шли наперекос, подвеска и рама испытывали громадные нагрузки. «У прежнего самосвала ходовая, наверное, уже бы развалилась, – заметил один из сотрудников завода, – а новому, смотрите, хоть бы что!»
Действительно, и трех-, и четырехосные машины уверенно прошли этот трудный участок. Хорошую службу сослужили им крепкие ведущие мосты с блокируемыми дифференциалами и редукторами, усиленная передняя подвеска с рессорами, уширенными до 90 мм, и, конечно, дорожный просвет, увеличенный до 360 мм.
Благодаря отличным тягово-сцепным характеристикам перегруженные самосвалы без проблем въезжали на подъем в 40 градусов, на пару секунд останавливались, а затем легко трогались с места и ехали до самой вершины. На спуске они тоже двигались с остановками, демонстрируя работу новой, усиленной тормозной системы.
Уезжали мы с завода под вечер. Впечатления самые хорошие – и от предприятия, и от его продукции.
Страницы истории
1928 год – компания Vehbi Koc стала дилером Ford в Анкаре;
1959 год – основана компания Otosan как предприятие по сборке автомобилей Ford в Турции;
1960 год – началась сборка капотных грузовиков Ford F600;
1966 год – начало выпуска бескапотных грузовиков Ford D-серии;
1982 год – в г. Инону заработал завод по производству грузовиков;
1984 год – старт производства машин Cargo c моторами Dovertech;
2003 год – запущено в серию новое поколение грузовиков H298 Cargo c двигателями Ecotorq (7,3 л);
2007 год – стартовали официальные поставки Ford Cargo в Украине;
2011 год – производство новой серии строительных автомобилей;
2012 год – доля рынка Ford Cargo в Украине за первых 6 мес. среди грузовиков (GWV>16 т) достигла 6,81%.
Двигатели Ford Ecotorq | |||||
Рабочий объем, л | 7,3 | 9,0 | |||
Мощность, л. с./об/мин. | 260/2400 | 320/ 2200 | 350/2200 | 360/2200 | 380/ 2200 |
Макс. кр. момент, | 840/1200–1800 | 1100/1200–1800 | 1400/1200–1700 | 1400/1200–1700 | 1600/1450–1600 |
Эко-стандарт | E1, E3, E5 | E1, E3, E5 | E1, E3 | E5 | E1, E5 |
Трансмиссия | ZF 9S75 | ZF 9S1110 | ZF 16S1620 |
|
|
Система впрыска топлива | Bosch Common Rail Injection System (CRIN3) |