X

Как появился самый массовый автобус ЛАЗ

В уходящем году исполнилось 55 лет со дня появления самой распространенной модели в истории Львовского автобусного завода – машины ЛАЗ-695 с индексом «Н». Первая опытная партия ее появилась еще в 1969 году. А до 1 января 1995 года было изготовлено рекордное количество – 161 349 ед.

Для сравнения: их известные предшественники – ЛАЗ-695Б (1958 – 1964 гг.) были построены в количестве лишь 16 718 машин, а модель ЛАЗ-695Е (1964 – 1969 гг.) – 37 916 ед.

ЛАЗ-695Е у Києві, 2012 р. Фото автора

Ранний прототип автобуса ЛАЗ-695Н, в отличие от всех предшествующих моделей завода, получил абсолютно новое – высокое, с вертикальными стойками лобовое стекло, которое заметно улучшило обзорность. А пассажирские двери – передняя и задняя были унифицированы. Имелись и другие, менее важные изменения.

Дослідний варіант

Более поздние прототипы ЛАЗ-695Н получили в 1973 году изменения в тыльной части корпуса. Массивные воздухозаборники, заметно выступавшие над задней частью крыши, были заменены на более элегантные, которые органично вписывались в задние стойки кузова.

Дослідний варіант

В 1977 году машины ЛАЗ-695Н пошли в серийное производство. Двигатель поставили более мощный: 180-сильный ЗИЛ-375 вместо ЗИЛ-124 в 150 л. с.  А на следующий год в автобусы внесли изменения, продиктованные тогдашними международными стандартами: фары, которые у серийных машин были поначалу круглые, стали опять прямоугольными. И еще одно: появились боковые окна без форточек. Они могли использоваться на случай ДТП как аварийные выходы.

ЛАЗ-695Н на вулицях Києва, 2007 р. Фото автора

ЛАЗ-695Н на вулицях Києва, 2007 р. Фото автора

Автобусы выпускались также в экспортной модификации – ЛАЗ-695НЭ. А вариант для поставок в страны с тропическим климатом назывались ЛАЗ-695НТ.

В 1980 году, к «Олимпиаде’80» было изготовлено небольшое количество автобусов с улучшенной отделкой и двустворчатыми дверями. Они предназначались для перевозки зарубежных гостей мероприятия и получили обозначения ЛАЗ-695Р. Правда, в дальнейшем, в течение 1980 – 1985 гг. автобусов с улучшенной отделкой, но обычными дверями было выпущено значительно больше – 3 448 ед.

Интересно, что после аварии на атомной электростанции в Чернобыле была изготовлена специальная партия автобусов, предназначенная для ликвидаторов. Эти машины были оснащены мощными фильтровентиляционными установками, а салон получил специальную защиту в виде листов из свинца.

ЛАЗ-695 на Лівьвському автобусному заводі, лютий 2003 р. Фото автора

В 1986 году машина ЛАЗ-695Н претерпела рестайлинг. От фальшрадиаторной решетке на носу отказались вовсе, а фары снова начали ставить круглые. Во Львове автобусы ЛАЗ-695Н выпускались до 2003 года, а затем их производство перенесли на другие предприятия, в том числе на Днепродзержинский авторемзавод.

Особо нужно сказать об автобусах этого семейства, оборудованных для работы на сжатом гаге. Первоначально они оснащались баллонами, расположенными внизу кузова, и обозначались как ЛАЗ-695П. А позже, с 1985 года эти емкости перенесли на крышу, и машина получила новый индекс – ЛАЗ-695НГ. Таких автобусов до 1 января 1995 года изготовили 7 727 ед.

ЛАЗ-695НГ на маршруті №19 у Києві, 2004 р. Фото автора

Читайте также:
Как в Украине собрали первый автобус с интегральным кузовом