X

Как Raba положила начало грузовикам нового типа

В уходящем году исполнилось 120 лет старейшей автомобильной марке Венгрии – RABA. Интересно, что это название реки, на берегу которой (в городе Дьер) стоял машиностроительный завод. Его продукция и выпускалась под этим коротким брендом.

В 1904 году предприятие выпустило свои 10 автомобилей, конструкцию которых разработал инженер Дьюла Корокнаи. Это были первые в мире полноприводные грузовики с ДВС. Артиллерийские тягачи (40 л. с.) имели не только все ведущие, но и со все управляемые колеса. В передней части была установлена лебедка. Грузоподъемность машины составляла 2000 кг при собственном весе 4300 кг. Максимальная скорость – 24 км/ч.

Артилерійський тягач 4×4 (1904 р.)

В 1906 году на заводе стали изготавливать почтовые фургоны грузоподъемностью 1,2 т, которые разработал знаменитый венгерский изобретатель Янош Чонка. Кстати, многие считают его создателем первого в мире карбюратора.

Поштовий фургон (1906 р.)

А на следующий год была приобретена лицензия у немецкой фирмы Daimler на производство полуторатонных грузовиков. Позже, в 1912 году купили еще одну лицензию, на этот раз у чехов. Это была пятитонная машина Praga V, которой, естественно, дали новое название – RABA V.

Raba V (1913 р.)

Уже в 20-е годы RABA стала крупнейшим машиностроительным комплексом Венгрии. Что касается автомобилей, то она производила по лицензиям грузовики Austro-Fiat, Krupp и MAN.

Raba-Krupp

Автобус Raba Lho (1927 р.)

Електричний поштовий фургон Raba (кінець 20-х років)

В период Второй мировой предприятие выпускало грузовики Super и Special – оба 4х2. Но особо нужно назвать грузопассажирский 1,5-тонный автомобиль повышенной проходимости Botond (6х4), который оснащался мотором в 65 – 70 л. с. и имел заднюю независимую пружинную подвеску. Всего сделали около 1400 таких вездеходов. Не все знают, что RABA производила также бронеавтомобили Сsaba («Шаба») 4х4 и даже танки и самоходки.

Raba Super

Raba Botond (4х4)

Бронеавтомобіль Сsaba

После войны, до 1951 года завод продолжал собирать грузовики Super, а затем был переведен на выпуск совсем другой, уже не автомобильной продукции. Возобновление автомобильного производства на RABA началось только в 1963 году – с выпуска ведущих мостов, имевших планетарные редукторы. Они предназначались для автобусов и троллейбусов.

Двигун Raba-MAN D2156 встановлювалися практично на всі автомобілі угорського виробництва

Поворотным пунктом в истории завода стало 28 июня 1968 года, когда начал работать новый, большой моторостроительный корпус. Там развернули производство дизелей по лицензии MAN, а вскоре, уже в декабре начали собирать грузовики RABA-MAN.

Raba-MAN на заводі причепів Fliegl, у місті Абда, Угорщина 2004 р. Фото автора

Raba-MAN L26 Turbo (6х4) з пожежним автопідйомником Simon Snorhel SS 400. У міісті Егер (Угорщина), 2004 р. Фото автора

А на следующий год фирма закупила у немцев лицензию на целое семейство двигателей (до 300 л. с.) и грузовых автомобилей MAN. Еще одну лицензию на двигатели (350 л. с.) приобрели у голландской фирмы DAF. Кроме того, производились и кабины по ее образцу. Выпускались также городские автобусы и троллейбусы.

Raba S22 (6×2) з кабіною по типу DAF. На вулицях 1990 року. Фото Леоніда Гоголєва

В 1993 году в производственной программе появилось новое семейство грузовиков с кабиной MAN F90. Но пять лет спустя компания снова перешла на кабины DAF.

Raba з кабіною MAN F90 (1993 р.)

В 2001 году нерентабельное моторное подразделение было продано и выпуск автобусов прекратился А в 2003 году начался выпуск спецтехники для нужд национальной обороны.

З 2003 до 2019 року на замовлення збройних сил Угорщини вироблявся MAN Raba H-серії з кабіною. За 17 років було закуплено 230 од.

На сегодняшний день продолжается производство задних мостов для большегрузных машин: грузовиков, автобусов, спецтехники и тракторов. Компания имеет стратегические экспортные рынки в ЕС, США и Японии.

У 2014 році був представлений перший плід співпраці Rába та Volvo – пожежна автоцистерна на шасі Renault Midlum. Шасі та кабіна Renault збиралися на заводі Raba у Дьйорі Надбудова виготовлялася компанією BM Heros. Усього зробили 113 од.