Встречи на полигоне
Компания DAF Trucks N.V. провела в апреле на своем предприятии в городе Эйндховен встречу с представителями автомобильных изданий разных стран – International Press Event 2011.
Компания DAF Trucks N.V. провела в апреле на своем предприятии в городе Эйндховен встречу с представителями автомобильных изданий разных стран – International Press Event 2011.
Программа мероприятия была весьма обширна. Ведущие специалисты компании выступили с докладами, где рассказали об успехах автомобилей DAF на рынке, о развитии сервиса и о технических новациях. Представители СМИ осмотрели автомобильный и моторный заводы, побывали в центре исследования двигателей и в музее предприятия. А завершающим аккордом стал тест-драйв новейших моделей DAF на полигоне в Сан-Эденроде. Здесь же журналистам продемонстрировали необычную машину, предназначенную для изучения устойчивости автопоезда (на заглавном фото).
Эволюция мотора
Все представленные на тест грузовики внешне не отличались от тех, что мы уже испытывали (см. «КА» № 6'2010). И только на боковинах кабин у них вместо надписи Евро 5 красовались буквы EEV. А это говорит о том, что «начинка» машин существенно изменилась.
Как известно, экологические нормы EEV более жесткие, чем Евро 5. Первые двигатели этого стандарта фирма начала предлагать (правда, в качестве опции) еще весной 2008 года. Выброс сажи у них сократился на 33% по сравнению с моторами Евро 5. Первоначально это были моторы объемом 4,5 и 6,7 л, а затем очередь дошла и до 12,9-литрового Paccar MX.
С начала 2011 года стандарту EEV соответствуют моторы MX мощностью до 510 л. с. включительно. Интересно, что на данный показатель вышли без сажевого фильтра. Этим сэкономили 30 кг веса и освободили дополнительное место – например, для топливного бака.
В ходе доработки двигатель MX получил целый набор новых компонентов. Это поршни и кольца, масляный насос и система охлаждения поршней, изолированные трубопроводы и топливные форсунки, привод водяной помпы и т. д. В результате модернизации заметно улучшилась топливная экономичность мотора.
Самосвал СF85 отличается хорошей маневренностью благодаря двум передним управляемым мостам. | За рулем 510-сильного тягача DAF XF получаешь истинное удовольствие от вождения. |
Флагман марки
На полигоне первым нашим «подопечным» стал флагман марки – седельный тягач DAF XF105 с высокой и наиболее просторной кабиной Super Space Cab. Под ней располагался самый мощный из двигателей MX в 510 л. с. На ходу этот мотор проявил себя отлично. Он отнюдь не зажат, а эластичен в работе и раскручивался легко. Благодаря ему автопоезд полной массой 40 т продемонстрировал завидную динамику, и только электронный ограничитель скорости не давал разгоняться выше 85 км/ч.
Впрочем, на одном участке скорость все-таки пришлось снизить. Рядом с гладким и длинным прямиком, помеченным голубыми линиями, находился еще один – с полосами желтого цвета. На нем нас стало заметно потряхивать. Оказалось, что это специальная имитация дороги с плохим качеством покрытия. Эх, проходи тест на наших украинских шоссе, думаю, никакой имитации и не потребовалось бы!
В ходе теста мы убедились в экономичности обновленного мотора. Наблюдать ее воочию помогал дисплей в центре щитка приборов. На нем высвечивалось сразу несколько позиций: норма расхода топлива, реальный средний расход в течение 15 минут, средний за то или иное расстояние, средний за весь маршрут, остаток горючего в литрах и т. п. У нас расход составлял 31-32 л на 100 км.
Уменьшению расхода способствовала и 16-ступенчатая роботизированная коробка передач AS-Tronic в новой версии – Economic. Она выбирала самый оптимальный с точки зрения экономичности мотора момент для переключения. И еще одна новация. Остановив машину для съемки, мы не выключили турбодизель. Но поработав на холостом ходу минут пять, он выключился сам – нечего, мол, жечь топливо понапрасну!
Самосвал-осьминог
Следующим мы взялись тестировать четырехосный самосвал СF85. Он тоже был оснащен двигателем MX, но меньшей мощности – 460 л. с.
На нашей машине груз в кузове Hyva закрывался двумя металлическими створками, откидывающимися на борта.
На ходу эта машина полной массой 38 т оказалась более степенной, чем дальнобойный автопоезд. Зато тяговые характеристики выше всяческих похвал. На обширной территории полигона имелось несколько искусственных холмов. Думаю, это единственные возвышенности в равнинной стране Нидерланды, название которой так и переводится – «Земля низин». На самосвале CF85 мы без проблем последовательно преодолели подъемы в 6, 12 и 18%.
На одном из них я затормозил, чтобы опробовать систему Hill Assist, которая помогает тронуться с места на склоне. Машина стала как вкопанная, но сидящий рядом со мной представитель завода вдруг заволновался: «Быстро вперед, быстро!». Оказывается, система удерживает машину на подъеме только 5 секунд. И замешкайся я еще хоть на миг, тяжелый самосвал при троганье с места начал бы скатываться назад…
А затем мы подъехали к самому серьезному подъему – 24%. Здесь главное – смелее газануть! Педаль в пол – и груженный под завязку самосвал в темпе вымахнул на самый верх горки. Хороша машина!
Понравился самосвал СF85 и своей маневренностью. Довольно длинный четырехосный автомобиль благодаря двум передним управляемым мостам легко вписывался в крутые повороты узкой дороги, огороженной столбиками, где и на компактном DAF LF проехать непросто.
Серийный гибрид
Нужно сказать, что DAF Trucks начал серийное производство гибридных грузовиков одним из первых в Европе. До этого в течение двух лет компания испытывала опытные автомобили. И вот результат: сегодня их можно уже купить в Англии и Нидерландах, Германии и Франции, Бельгии и Чехии.
На автомобиле LF использована гибридная система параллельного типа. Здесь дизель мощностью в 160 л. с. и электромотор на 44 кВт могут работать или поодиночке, или вместе.
Электромотор установлен между двигателем и коробкой передач, благодаря чему может функционировать и как генератор. Электроэнергия, полученная от него во время торможения, накапливается в литий-ионной батарее. В зависимости от степени ее зарядки, центральный компьютер определяет, когда следует задействовать дизель, а когда электромотор.
В кабине внимание привлекли две вещи: блестящая табличка на коробке-«автомате» с надписью Hybrid и указатель степени зарядки батарей.
На ходу особой динамикой гибрид не отличался, но и вялым не был. В общем, нормальная машина для спокойной развозки по городу. При этом – с хорошим показателем грузоподъемности: 7,5 т при полной массе 12,5 т.
Интересно было наблюдать за степенью зарядки батарей. Когда мы взбирались на крутые подъемы, то вступали в дело оба двигателя и аккумуляторы разряжались. А когда, притормаживая, спускались с горки, то электромотор, превратившись в генератор, пополнял запас электроэнергии.
Экономия топлива у гибрида по сравнению с дизельным LF достигает 20%. И при этом уменьшался выброс СO2.
Испытали мы в деле и систему старт-стоп. Дизель автоматически выключался на остановке и включался при троганье с места. Это тоже способствовало экономии топлива.
Сергей Архипов Представитель DAF Trucks N.V. в Украине DAF Trucks N.V. прочно удерживает третье место в Европе по выпуску грузовиков полной массой свыше 15 т. В 2010 году в Европе изготовлено 183 тысячи таких грузовиков. Доля DAF составила 15,2%. Напомним, что еще в 2008-2009 гг. DAF занимал первое место по продажам тягачей. Компания Traxim B.V. – официальный представитель DAF Trucks N.V. в Украине. Мы делаем все, чтобы покупатель смог выбрать «правильный» грузовик из всего модельного ряда DAF. А наше сотрудничество с большинством украинских и зарубежных лизинговых компаний обеспечит клиенту наиболее выгодные условия покупки. Три официальных украинских сервисных центра DAF – в Киеве, Днепропетровске и Львове имеют все необходимое для качественного гарантийного и постгарантийного обслуживания грузовиков DAF. Квалифицированный персонал регулярно проходит обучение в Украине и за рубежом. Наличие логистического центра компонентов DAF в Будапеште позволяет пополнять ассортимент центрального склада запчастей в Киеве. А оттуда в 24 часа они могут быть доставлены сервисным дилерам по Украине.