Военные секреты «Союза»
Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) в этом году отмечает свое 50-летие. Во времена СССР это предприятие было секретным и работало на армию, и в первую очередь на ее святая святых – ракетные войска стратегического назначения. |
В июле 1954 года приказом
директора «МАЗа» во исполнение постановления Совета министров СССР было
образовано специальное конструкторское бюро (СКБ-1) во главе с Б. Л. Шапошником.
Основной задачей коллектива стала разработка многоосных полноприводных
тяжеловозов двойного назначения. Именно эта дата является отправной точкой
в истории МЗКТ, хотя собственное секретное спецпроизводство у СКБ появилось
лишь в 1959 году.
Первым проектом, созданным в 1955 году, стал колесный тягач МАЗ-528.
Эта машина, внешне напоминающая больше трактор, чем автомобиль, стала
прообразом серийного инженерного колесного тягача МАЗ-538, производство
которого освоили позже, в 1960 году.
«Осьминоги»
Первый четырехосник – МАЗ-535 (8х8), предназначенный для буксировки артиллерийских
систем массой 10 тонн, появился в 1957 году. С созданием этого автомобиля
была совершена настоящая научно-техническая революция в отечественном
автомобилестроении. Гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое
переключение передач без разрыва потока мощности, торсионная подвеска
колес, централизованная накачка шин, семь дифференциалов в трансмиссии,
оригинальная конструкция рамы (корытного типа), рулевого механизма и тормозов
– все эти решения впервые были применены в отечественных конструкциях.
После удачных испытаний, с 1958 года автомобиль начали выпускать серийно.
Балластный тягач МАЗ-535А широко использовался в войсках для транспортировки
артиллерийских систем. Многие его помнят по военным парадам на Красной
площади, когда эти тяжеловозы перевозили муляжи ракет. А несколько позже
появился и седельный тягач МАЗ-535В.
Затем поступило задание по проектированию седельного тягача МАЗ-537 с
полуприцепом МАЗ-5247, предназначенных для транспортировки гусеничной
военной техники. Эта машина получила более мощный двигатель, чем МАЗ-535,
иную раму и усиленные тормоза. Хотя внешне автомобили были похожи.
Машины МАЗ-535 выпускались в Минске с 1958 по 1961 год, а МАЗ-537 – с
1960 по 1964-й. Вся техническая документация на эти автомобили впоследствии
была передана на вновь создаваемый Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ),
где и продолжили выпуск этих моделей. Позже к ним присоединился инженерный
колесный тягач (ИКТ).
Летом 1959 года ракетчики приступили к проектированию первой советской
твердотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп». Для пусковой установки
был создан оригинальный автомобиль МАЗ-543, который потом серийно выпускался
в различных модификациях почти 30 лет.
Опытный образец МАЗ-543 появился в 1961 году. Этот автомобиль стал самым
удачным проектом цеха опытного производства (ЦОП) – так в то время называлось
секретное подразделение Минского автозавода, позднее переименованное в
производство специальных колесных тягачей (ПСКТ). Конструкция автомобилей
МАЗ-543 легла в основу целого семейства машин. Более 60 образцов вооружения
и спецоборудования было смонтировано на шасси 543, 543А и 543М. Среди
них – ракета тактического комплекса «Эльбрус», зенитно-ракетный комплекс
«С-300», система залпового огня «Смерч», артиллерийский комплекс «Берег»
и противокорабельный «Рубеж».
В 1970 году на основе МАЗ-543 было разработано семейство автомобилей
«Оплот». Так появились шасси МАЗ-7911, седельный тягач МАЗ-74101 и т.
д. Все машины этой серии оснащались двигателями мощностью 650 л. с., новыми
усиленными ГМП, более прочной подвеской передней и задней осей, колеса
были «обуты» в модернизированные шины. Хотя эти автомобили выпускались
по отдельным заказам, полностью заменить МАЗ-543 «Оплотом» не удалось
из-за огромного объема конструкторских работ по доработке агрегатов и
узлов.
«Сороконожки»
В 1966 году начались работы по созданию твердотопливной межконтинентальной
ракеты РТ-21 («Темп-2С»). В Минске под нее начали проектировать пятиосный
транспортер МАЗ-547. В процессе работы над ним шасси стало шестиосным.
МАЗ-547 был абсолютно не похож на предшественников, для него спроектировали
много новых узлов. Конструкторы применили более мощный двигатель и усиленную
ГМП, ходовую часть с пневмогидравлической подвеской колес на поперечных
рычагах с гидравлическими балансирами, большие по размеру шины – нагрузка
на ось достигала 15 тонн. Шасси использовалось в качестве базы для пусковой
установки ракет средней дальности «Пионер» (СС-20 по классификации НАТО).
Следующий этап в истории МЗКТ – создание семиосного шасси МАЗ-7912 (14х12)
под ракету «Тополь» – начался в конце 70-х. При этом конструкторам пришлось
решать ряд задач, ранее не описанных даже в теории. Например, возникла
проблема: у шасси нечетное число осей, и при проезде перевалов могло возникнуть
положение, когда вся нагрузка приходилась на одну ось.
Спустя несколько лет было изготовлено шасси МАЗ-7917 (14х12), которое
применялось для транспортировки и пусков тех же «Тополей», а также ракетоносителей
с космическими спутниками (комплекс «Старт-1»). В 1995 году появился последний,
уже восьмиосный транспортер баллистических ракет «Тополь-М» – МЗКТ-79221
(16х16), во многом унифицированный с предшественниками.
Эксперименты
Как это бывает в истории каждого предприятия, не все опытные образцы
стали серийными.
В конце 70-х на заводе начали проектировать, а в 1982 году изготовили
экспериментальное шасси МАЗ-7904. Кстати, до сих пор никто не хочет рассказывать,
для каких нужд предназначался этот шестиосный супермонстр. Его грузоподъемность
составляла 220 т, полная масса – 360 т. Ширина достигала 6,8 м, длина
– 32,2 м, высота – 3,45 м, диаметр колес (с шинами Bridgestone) – 2,8
м. У шасси было два мотора: один – судовой на 1500 л. с., второй – обычный
дизель мощностью 330 л. с. Соответственно имелись две, спаренные гидромеханические
трансмиссии. Машину выгоняли из цеха только по установленному графику,
когда спутники-шпионы не пролетали над Минском. В разобранном виде это
шасси было отправлено на испытания на полигон Байконур, где и закончилась
его история.
По проекту «Целина-2» в 1984 году изготовили пару автомобилей МАЗ-7906
(16х16), а годом позже вторую пару – МАЗ-7907 (24х24). Грузоподъемность
этих тяжеловозов составляла 150 тонн, что позволяло им транспортировать
ракету РТ-23 «Молодец» массой 100 т. С распадом СССР проект «Молодцов»
прикрыли и о машинах забыли. Между тем, конструкция МАЗ-7907 весьма необычна.
На шасси был установлен дизель мощностью 1200 л. с., вращавший генератор
переменного тока. Каждое из 24 колес приводилось индивидуальным синхронным
электродвигателем с воздушно-масляным охлаждением. Максимальная скорость
гиганта составляла 25 км/ч.
В 1987 году по проекту «Курьер» изготовили шасси МАЗ-7909 (8х8). В 1988-м
под эту программу был создан пятиосный МАЗ-7929 (10х8) с тем же мотором.
Хотя эти автомобили не пошли в производство, отдельные технические решения,
в частности, установка дизеля ЯМЗ с 9-ступенчатой механической коробкой
передач и новой кабины широко использовались потом в других моделях, в
том числе на армейском шасси МЗКТ-7930, которое получило рекомендацию
Минобороны РФ на серийное производство вместо МАЗ-543.
С начала 90-х количество военных заказов стало стремительно падать, а
конверсионные программы набирали обороты. В результате появилось новое
поколение многоосных автомобилей с большой номенклатурой образцов, предназначенных
для гражданских целей.