X

Тягловая сила села

«Агро-2004»










24 – 29 июня в Украине проходила XVI Международная
выставка-ярмарка «Агро-2004». В отличие от своей «тезки», состоявшейся
в начале июля в селе Чубинском, эта была организована в Киеве, на
территории Национального комплекса «Экспоцентр Украины».

Иными были и организаторы:
Министерство аграрной политики Украины, Министерство промышленной политики
Украины, Украинская академия аграрных наук и ряд других организаций. Большим
оказался и размах мероприятия. На открытых площадках в 12 тыс. м кв. экспонировалась
многочисленная сельхозтехника, в том числе новые тракторы – основная тягловая
сила на селе.

Широкий диапазон

В свое время в Украине была разработана «Программа развития отечественного
тракторостроения», которая предусматривала выпуск большого количества
машин всех классов. Производство львиной доли из них было поручено старейшему
предприятию отрасли – Харьковскому тракторному заводу. И на «Агро-2004»
ОАО «ХТЗ им. С. Орджоникидзе» представило широкую гамму тракторов – как
серийных, так и перспективных.

Среди первых нужно назвать колесные тракторы серии ХТЗ-170 с двигателями
Deutz (170 л. с.) и ЯМЗ-236 (175 л. с.). Кроме того, был представлен гусеничный
ХТЗ-180 с дизелем ЯМЗ-238 (190 л. с.), который уже успешно используется
в Казахстане, где заменяет мощные колесные «Кировцы».

Харьковчане привезли в Киев и перспективный трактор ХТЗ-21041 с мотором
Deutz в 242 л. с., и пропашные тракторы 160-й серии с двигателями КамАЗ
(180 л. с.) и Deutz (170 л. с.). Свое место в экспозиции заняли и тракторы
«малой» серии, и вилочный погрузчик серии 30 грузоподъемностью 1,25 т.

По сравнению с прошлым годом ситуация на заводе намного улучшилась:
за пять месяцев был реализован 951 трактор, в то время как за весь прошлый
год – 1400. Отрадно и то, что расширились поставки за пределы Украины
– в Россию и Казахстан экспортируется порядка 60% всей продукции.

Популярный класс

В Украине все больший популярностью пользуется продукция Минского тракторного
завода – машины тягового класса 1,4 т. В 2003 году прирост нашего рынка
по минским тракторам составил 63,3%. Наиболее высок спрос на модели «Беларус
82.1» и «Беларус 82.1.57». Хорошо идет и «Беларус 80.1.57», который считается
самой массовой моделью трактора во всем мире (!).

Несомненным лидером по реализации в Украине тракторов МТЗ оригинальной
сборки является компания «Автек». На ее долю приходится 24% от общего
количества ввозимых тракторов МТЗ. До конца нынешнего года «Автек» планирует
реализовать 1000 тракторов различных типов. На «Агро-2004» компания представила
перспективные для нашего рынка машины «Беларус» моделей 82.1; 1221; 1523
и 2022.

ООО «Укравтозапчасть» экспонировало на выставке тракторы собственного
производства, собранные в Киеве. Модели МТЗ-82.1 и МТЗ-82.1.03 имели дополнительное
обозначение ГОРУ, что расшифровывается как «гидрообъемное рулевое управление».
Благодаря насосу-дозатору и гидроцилиндру в рулевой трапеции усилие при
повороте руля не превышает 30 Н. На машинах установлен дизель ММЗ-243
(81 л. с.). Кстати, одна из моделей – МТЗ-82.1 ГОРУ – получила оригинальный
капот из стеклопластика.

Премьерой выставки стал погрузчик на базе трактора МТЗ-82 киевского
изготовления с гидравлической системой польской фирмы Sipma. Грузоподъемность
ковша – 1,5 т, высота подъема – 3,5 м.

К популярному классу 1,4 т относятся и днепропетровские тракторы. На
выставке их представлял официальный дистрибьютор ГП «ПО ЮМЗ» – Торговый
дом «Вітчизняний трактор». Он предлагал универсальные машины: 60-сильный
ЮМЗ-6АКМ.40.2 и два 80-сильных – ЮМЗ-8040 и ЮМЗ-8240, причем последний
их них был полноприводным. Тракторы оснащаются экономичными дизелями Минского
моторного завода, имеют усиленную муфту сцепления и синхронизированную
коробку передач. На полноприводной версии применен новый передний мост
разработки МТЗ.

Известный производитель грузоподъемной техники – ОАО «Борэкс» (г. Бородянка
Киевской обл.), представил свой первый трактор. Дебютант, созданный совместно
с Ташкентским тракторным заводом, получил название «Борэкс-ТТЗ-80». Он
оснащен дизелем ММЗ-243 (81 л. с.), который по статистике имеет наименьшее
число отказов. Трансмиссия изготовлена в Ташкенте и хорошо зарекомендовала
себя в условиях Средней Азии и Китая. Унифицированный ведущий мост, а
также гидравлическую навеску позаимствовали у тракторов ЮМЗ, а просторную
комфортабельную кабину и раму сделали сами. Разработан также полноприводный
вариант машины с увеличенным клиренсом, пригодный, в частности, для лесного
хозяйства.

В настоящее время трактор проходит испытания, но уже в следующем году
намечено выпустить до 2000 этих машин. Одним из преимуществ своей машины
специалисты «Борэкса» считают его цену – более низкую, чем у конкурентов.

Тяжелая артиллерия

Тяжелые тракторы К-701 тягового класса 5 т в Украину в последнее время
не поставлялись. Между тем, их производитель – Кировский тракторный завод
(РФ) – на сегодняшний день разработал ряд моделей, которые и изготавливает
совместно с немцами. Помимо России, эти тракторы уходят в Германию, Казахстан,
Узбекистан.

На «Агро-2004» официальное представительство ЗАО «Петербургский тракторный
завод» в Украине – компания «Агропроммаш» – показало трактор К744Р, который
выпускается в нескольких модификациях. На Р1 установлен дизель ЯМЗ-238
в модификации НД4 (250 л. с.), на Р2 – НД5 (300 л. с.). По заказу трактор
может оснащаться мотором Mercedes-Benz (350 л. с.).

Производство «Кировцев» в Украине начало ООО «Межрегиональная машинно-технологическая
станция». В декабре прошлого года ее предприятие, созданное на базе белоцерковского
«Сельхозмаша», собрало первый выставочный экземпляр трактора К700Т «Коваль».
На момент открытия выставки «Агро-2004» в Украине работало уже 15 таких
машин. В стандартную комплектацию входят турбодизель ЯМЗ-238 НД5 (300
л. с.) и механическая «кировская» КП (16 передач вперед, 8 – назад). Гидравлика
и другая начинка машины – украинского производства.

Леонид Гоголев
Фото Андрея Яцуляка