X

СomTrans’11: Российские премьеры

В Москве с 13 по 17 сентября проходила 11-я Международная специализированная выставка СomTrans’11 – крупнейший салон коммерческих автомобилей в этом году.

В Москве с 13 по 17 сентября проходила 11-я Международная специализированная выставка СomTrans’11 – крупнейший салон коммерческих автомобилей в этом году.

В Москве с 13 по 17 сентября проходила 11-я Международная специализированная выставка СomTrans’11 – крупнейший салон коммерческих автомобилей в этом году.

В выставке, включенной в престижный календарь OICA, принимали участие 320 компаний из стран СНГ и дальнего зарубежья. Что же нового представили хозяева салона – российские производители?

По данным АО «АСМ Холдинг», за первое полугодие 2011 года в РФ было выпущено 92795 грузовиков – на 45,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Производство автобусов развивается более медленными темпами: за первых 6 месяцев изготовлено 17754 машины, что только на 4,3% больше прошлогоднего показателя.

Един в двух лицах

Экспозиция ОАО «КАМАЗ» была одной из самых больших на выставке: на площади более 5000 м кв. демонстрировалось свыше 70 автомобилей. Подлинным шоу-стоппером стал абсолютно новый седельный тягач семейства 5490 (4х2), идущий на смену прежней модели 5460. Он разработан как для магистральных, так и для региональных перевозок.

В оригинальной кабине КАМАЗ-5490 – развернутая к водителю удобная приборная панель, многофункциональный руль и джойстик АКП.

Интересно, что тягач был представлен с двумя совершенно разными кабинами (на фото). Одна из них, белого цвета, заимствована от автомобиля Mercedes-Benz Axor. И вправду, раз уж концерн Daimler AG является партнером и акционером «КАМАЗа», то почему бы не воспользоваться его наработками? Тем более что освоение в производстве такой кабины, по расчетам компании, обойдется сравнительно недорого.

Вместе с тем, как заявил на пресс-конференции Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, эта кабина не полностью удовлетворяет потребности предприятия, поэтому заводские дизайнеры разработали свою, более просторную. Высота автомобиля при этом увеличилась с 3,39 м до 3,97 м. Правда, постановка такой кабины на производство обойдется довольно дорого – около 200 млн. долларов. Так что вопрос о ней окончательно не решен.

Что касается механической части новинки, то здесь уже все стабилизировалось. На автомобиле с белой кабиной от Axor установлен турбодизель Mercedes-Benz OM 457LA мощностью 428 л. с. Благодаря технологии BlueTec он соответствует нормам Евро 5. Коробка передач – 16-ступенчатая механическая ZF Ecosplit или автоматизированная 12-ступенчатая ZF AS-Tronic. Периодичность замены масла продлена до 80 тыс. км.

Задний мост Daimler HL6 с гипоидной главной передачей отличается небольшим весом. На машине применены мощные дисковые тормоза и современные электронные системы: управления тормозами (EBS), курсовой устойчивости (ESP) и управления пневмоподвес­кой (ECAS).

На автомобиле с оригинальной кабиной шоколадного цвета устанавливается турбодизель КАМАЗ-740.75-440 (Евро 4) мощностью 440 л. с. Коробка передач – 12-cтупенчатая ZF AS-Tronic. Максимальная скорость обеих машин – 110 км/ч.

Одна из сенсаций выставки – новый КрАЗ Н23.2M (6х4) с кабиной от MAN F2000. Груз. – 23 т. Мощность – 362 л. с.

Палитра «Группы ГАЗ»

На стенде Горьковского автозавода были выставлены различные модификации автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» с дизельными двигателями Cummins. Начав продажу таких машин год назад, в сентябре 2010-го, предприятие реализовало уже более 12 тыс. ед. и стало лидером дизелизации российского коммерческого транспорта. Сегодня доля «ГАЗа» в сегменте легких коммерческих автомобилей – более 25%. Неплохо показал себя и «Валдай» – после установки турбодизелей Сummins продажи возросли в 2,5 раза.

Автогидроподъемник на базе полноприводной «ГАЗели бизнес» ГАЗ-33027 (4х4). Высота подъема – 18 м, вылет – 10 м, грузопод. люльки – 250 кг.

Новинка: «Европлат­форма» на базе «Валдай» ГАЗ-33106 с полезным объемом отсека 26 кубометров. Мощность – 154 л. с.

Одно из ключевых направлений развития «Группы ГАЗ» – производство спецтехники и конечных решений для бизнеса на базе легких и среднетоннажных грузовиков. Сегодня компания выпускает свыше 300 (!) моделей таких машин.

На выставке представили ряд новинок в этом сегменте. «ГАЗель бизнес» послужила основой для сервисной мастерской и самосвала с трехсторонней разгрузкой, реанимационного автомобиля и фургона с краном-манипулятором, а также для полноприводного 18-метрового автогидроподъемника. На базе «Соболя бизнес» изготовлен изотермический фургон с холодильной установкой, позволяющей поддерживать температуру до минус 20°С. А на шасси «Валдай» показана «Европлатформа» с просторным грузовым отсеком полезным объемом 26 кубометров. Усиленный каркас надежно защищает груз, а специальный сдвижной механизм боковых шторок и крыши обеспечивает удобную погрузку и выгрузку. Есть двухместный спальный отсек.

Входящий в «Группу ГАЗ» автозавод «Урал» показал новый седельный тягач модели 63704. Эта полноприводная машина (6х6) может работать на всех видах дорог и на местности при температуре воздуха от –45°С до +40°С. Дизель ЯМЗ-650 (Евро 4) развивает 412 л. с. Представлена и принципиально новая разработка «Урала» – вахтовый автобус с пневмоподвеской. В серию машина пойдет до конца этого года.

Принципиально новая разработка – вахтовый автобус «Урал-32551-3171-59» (6х6) с пневмоподвеской задних колес. Мест – 28. Мощн. – 230 л. с. Скор. – 80 км/ч.

Новый седельный тягач «Урал-63702» (6х6). Полная масса автомобиля/автопоезда – 33,4/63.0 т. Мощн. – 412 л. с.

Минская сенсация

Одной из сенсаций выставки стал капотный тягач МАЗ-6440РА (6х4). Напомним, что с машин такой компоновки минчане начинали: в 1947–1965 гг. завод выпускал грузовики семейства МАЗ-200. И вот теперь, полвека спустя, опять вспомнили о «классике». Почему?

Сегодня на российском рынке капотные тягачи в почете. Дело в том, что законодательство РФ разрешает эксплуатировать седельные автопоезда длиной до 20 м. Такой либеральный подход (в Западной Европе лимит всего 16 м) и позволяет использовать капотные тягачи – более длинные, чем бескапотные. А преимущества их известны: лучший доступ к двигателю, хорошая тепло- и звукоизоляция, повышенная безопасность и т. д.

Эксклюзивный седельный тягач – капотник МАЗ-6440 РА (6х4). Полн. масса поезда – 60 т. Мощн. – 600 л. с. Скор. – 89 км/ч (с огранич.).

По дорогам России сегодня курсируют в основном американские капотники, коих на выставке, кстати, было немало. Вот и решил «МАЗ» потягаться с заокеанскими пришельцами за место в этом сегменте рынка. Готовится еще одна версия тягача с огромным жилым модулем позади кабины – совсем в американском духе!

Тягач предлагается в сцепке с полуприцепом МАЗ-975830. Общая длина тягача – 8,08 м, автопоезда – 18,45 м. Машина может пригодиться не только дальнобойщикам. К ней уже проявляют интерес производители автокранов, бетононасосов и т. д. – их привлекает меньшая высота капотного шасси.

На тягаче установлен турбодизель ММЗ Д-283 (Евро 4), работающий в паре с 6-ступенчатым «автоматом» Allison. Примечательно, что впервые на МАЗах пневмоподвеска установлена и на передних колесах. Кабина – повышенной комфортабельности, с двумя спальными местами, плюс кондиционер, зеркала с электроподогревом, электропривод люка кабины и т. д. Капот нового МАЗа открывается не вручную, а при помощи электрогидропривода.

Парад автобусов

Еще одна яркая премьера выставки – полунизкопольник НЕФАЗ-5299Н, первый в России городской автобус с гибридной силовой установкой. Первым источником энергии для него является 6,7-литровый дизель Cummins стандарта Евро 5, вторым – система параллельного привода Voith DIWA hybrid. Она представляет собой гидромеханическую автоматическую КП со встроенным асинхронным электромотором. Этот двигатель помогает дизелю при трогании с места и разгоне, а при торможении работает в режиме генератора.

На выставке 13 сентября произошло важное событие: ОАО «КАМАЗ» и бразильский концерн Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании совместного предприятия. Цель СП – производство и продажа автобусов Marcopolo на шасси КАМАЗ (Евро 4). Машины будут выпускать на дочернем предприятии КАМАЗа – ОАО «НЕФАЗ» в Нефтекамске (Республика Башкортостан). Планируется выпуск до 3000 автобусов в год с выходом на проектную мощность в 2016-м. Продажи начнутся уже во II квартале 2012 года.

Группа «ГАЗ» показала гамму автобусов в новых модификациях. Экспозиция включала изготовленный в спецкомплектации для Москвы низкопольник ЛИАЗ-5292, рестайлинговый пригородный ПАЗ-320412, междугородный ГОЛАЗ-5251 «Вояж» на шасси Scania и автобус ГОЛАЗ-5291 «Круиз», представленный в «штабном» исполнении по заказу Московской теплосетевой компании. Он оборудован средствами оперативной связи, компьютерной техникой с выходами в Интернет, демонстрационными экранами, видеокамерами и др. В салоне с офисной мебелью – рабочие места для операторов, комната для совещаний и места для отдыха. Имеются также туалет, кухонный блок и т. п.

Первый прототип 7,5-метрового автобуса малого класса – совместная разработка «КАМАЗа» и Marcopolo. Двигатель – Сummins (185 л. с.), коробка – ZF, мосты – Daimler.

Молодой Ростовский автобусный завод представил городской низкопольник РоАЗ-5236. Кузов – оцинкованный. Мест – 106 (25). Двиг. Deutz – 286 л. с. Скор. – 120 км/ч.

Малоизвестный белорусский гость – междугородный автобус А421 «Радзинич» выпускается Гомельским авторемзаводом. Мест – 31+2. Двиг. Deutz. – 190 л. с. Скор. – 100 км/ч.

Концепт Lisa от нижегородской компании Intech. Кузов – каркасный, с обшивкой из стеклопластика. Шасси – IVECO Daily 70С15. Мест. – 30+1. Мощн. – 146 л. с. (Евро 4).

Первый в России маршрутный гибридный автобус – КАМАЗ-НЕФАЗ-5299Н. Мощность диз./электр. – 257 л. с./150 кВт.

Премьера сезона – междугородный автобус «Ритмикс» от группы компаний VolgaBus. Шасси – Ashok-Leyland (Индия). Мест – 50 (30+1). Мощн. – 180 л. с.

«Штабной» автобус на базе ГОЛАЗ-5291 «Круиз» обеспечивает комфортные условия работы командно-оперативных групп при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Киев – Москва – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора