X

Silkway 2012: Большая мокрая песочница

Награды главного российского ралли-рейда «Шелковый путь» остались на родине. Несмотря на «интервенцию» многочисленных зарубежных экипажей, четвертый по счету Silkway ожидаемо выиграл камазовский экипаж. И действительно, кто лучше русских может справиться с местным бездорожьем?

Награды главного российского ралли-рейда «Шелковый путь» остались на родине. Несмотря на «интервенцию» многочисленных зарубежных экипажей, четвертый по счету Silkway ожидаемо выиграл камазовский экипаж. И действительно, кто лучше русских может справиться с местным бездорожьем?

Награды главного российского ралли-рейда «Шелковый путь» остались на родине. Несмотря на «интервенцию» многочисленных зарубежных экипажей, четвертый по счету Silkway ожидаемо выиграл камазовский экипаж. И действительно, кто лучше русских может справиться с местным бездорожьем?

В этом году в отличие от прошлого было решено увести караван на юго-восток, к бескрайним поволжским степям. И только потом, в соответствии с караванными дорогами древнего Шелкового пути, им надлежало пройти через пустыни Калмыкии в сторону «российской Ривьеры» – Сочи. В итоге трасса обновилась на 70%, а доля песков возросла до 45%.

1 этап. «Дух африканской саванны»

Торжественная церемония открытия соревнований состоялась на Красной площади в Москве, после чего караван устремился на старт первого этапа аж в Рязань. Первая часть 257-километрового спецучастка представляла собой извилистые грунтовки вдоль озер и рек, постепенно теряющиеся в высокой степной траве. Благодаря твердому покрытию и хорошей видимости рейс­траки часто неслись во весь опор. Но сразу после пересечения реки Медведицы с ее бурным течением караван уперся в обширные пески, где дюны и холмы смешивались с перелесками, создавая полную иллюзию африканской саванны. И те горячие головы, кто не успел уменьшить давление в шинах, тут же застревали.

Казалось бы, и характерные для центральной России пейзажи, и «большие пески» должны обеспечить преимущество камазовской дружине. Тем не менее опередить чеха Алеша Лопрайза, впервые пересевшего с «Татры» на MAN, смог только Эдуард Николаев. Третьим стал Айдар Мардеев, одно время несшийся наперегонки с дикими мустангами, один из которых украшает эмблему челнинского автогиганта.

«Рожденный ползать горьковский «Соболь» 4×4, как оказалось, еще и неплохо летает». Причем не в грузовом, а в легковом зачете.

Нынешний Silkway еще раз доказал, что проиграть на своем поле КАМАЗы могут только из-за собственной ошибки.

2 этап. «Песчаная западня Арчеды»

Доп длиной 311 километров начинался в Арчедах, где находится одно из ответвлений Шелкового пути. Высаженные приволжскими купцами 120–150 лет назад леса на тысячах гектаров были призваны сдержать натиск огромной и зловещей пустыни, которая раскинулась в узкой зоне между Волгой и Доном.

Организаторы прогнозировали, что именно здесь из-за барханов, обрывистых дюн и вязкого песка начнутся первые потери. И действительно, пелотон не досчитался и одного из самых опытных экипажей Франца Эхтера на «Maне», и новичка Вацлава Свободы на «Татре».
Наградой всем, кто выстоял, был океан белоснежных Вилтовских дюн. И снова Лопрайз продемонстрировал свое превосходство в преодолении песков и езды в коварной пыли «феш-феш», выиграв на втором отрезке. Но на финише этапа, заканчивавшегося на каменистой трассе, чех спустился на третью строчку, уступив первенство Мардееву и Николаеву, которых разделили 3 минуты 11 секунд.

3 этап. «Хазарские степи»

На четвертый день пелотон оказался в самом сердце хазарских степей. Твердые и пыльные дороги на плато, позволяющие развивать максимальные скорости, и редкие поселения пастухов-кочевников сменились барханами во главе с большим песчаным эргом «Скорпион».

Из-за проливных дождей, обрушившихся на трассу и сделавших непроезжей первую часть маршрута, старт 491-километрового допа был перенесен. Лучше других в хаотичном нагромождении дюн сориентировался Николаев, еще больше оторвавшись от Лопрайза и Мардеева. Напомним, что победитель этапа дебютировал как водитель именно здесь шесть лет назад и вдоволь накопался – гонка проходила под проливным дождем.

Больше 10 лет Алеш Лопрайз выступал на Татрах, подготовленных своим дядей. Но их потенциал исчерпан…

Первый старт Лопрайза за MAN едва не принес победу. Кроме техники, Алешу пришлось привыкать и к экипажу.

4 этап. «Бесконечность Калмыкии»

Название спецучастка говорило само за себя – закольцованный этап «Элиста – Элиста» был самым длинным спецучастком рейда. Прямо со старта начался большой песчаный массив с коварными дюнами, а неподалеку находился поселок Утта, где пару лет назад был зафиксирован абсолютный температурный максимум для России: +45,4 градуса.

Затем участников ждал степной автобан – «укатанные в асфальт» грунтовки со множеством промоин, которые переходили в цепь живописных солончаков белого, розового и черного цветов. А на десерт остался «вход» в астраханскую пустыню, точнее, в самую сложную, сухую и жаркую часть.

Но на этот раз в Элисте шли дожди – отголоски того потопа, который обрушился на Краснодарский край. Они могли за одну ночь превратить всю Калмыкию в непролазную жижу. Ламы храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» всю ночь молились за «Шелковый путь» – и к утру распогодилось.

Тем не менее этап получился настолько тяжелым, что на финише из десяти первых автомобилей четыре были грузовыми: «МАНы» Лопрайса и Петера Верслуиса и «КАМАЗы» Николаева и Артура Ардавичуса. Чех воспользовался навигационной ошибкой Николаева, лидировавшего на большей части спецучастка, и разом отыграл у челнинца 4 минуты 14 секунд.
Финиш получился в лучших традициях Формулы-1: грузовики мчались параллельным курсом на скорости 150 км/ч. По словам победителя, он мог вообще не выйти на старт: «Сегодня было очень трудно – у меня поднялась температура… Но когда я догнал Николаева, мне удалось найти нужный темп и забыть, что я не совсем здоров».

МАНы – основное оружие ралли-рейдов. Все чаще их предпочитают россияне.

5 этап. «Пейзажи Ставрополья»

Из-за наводнения в Геленджике был отменен последний спецучасток, и решающим стал именно этот, 348-километровый этап до Майкопа. Казалось, погода решила окончательно добить гонщиков, едва справляющихся со сверхсложным маршрутом, предложенным организаторами. Планировалось, что после пересечения зоны Чограйского водохранилища по «рулежным» дорогам караван войдет в Ставрополье. Но из-за дождей чернозем раскис, и день начался со сходов. Причем еще до старта сразу восемь экипажей покинули гонку. Правда, грузовой зачет не понес потерь и вообще оказался как никогда стойким: из первоначальных 24 экипажей в строю все еще находились два десятка.

Плодородные земли Адыгеи стали несчастливыми для неизменного лидера: из-за проблем с турбиной Николаев завяз. Да так, что его тянули тремя КАМАЗами: Ардавичус, Шибалов и Сотников без раздумий пожертвовали своими результатами, чтобы вызволить товарища из плена. Но несмотря на своевременную помощь, лидер гонки не смог зацепиться даже за нижнюю ступень подиума, пропустив вперед экипажи Мардеева, Верслуиса и Шибалова.
А где же Лопрайз? Он тоже завяз в реке… Верслуис более 10 минут тщетно пытался вытянуть чеха, но потом решил продолжать гонку, чтобы попытаться показать хороший для «MAНа» результат.

Свой первый большой успех Айрат Мадеев комментировал так: «Мы не рассчитывали на победу – важно было удержать «бронзу». Сразу за бродом мы увидели Николаева. Но рядом уже находился Ардавичус, а следом за нами ехал Шибалов. Поэтому мы приняли решение догонять Верслуиса. Уже перед самым финишем пробили колесо, но, чтобы не терять времени, решили не менять его и так и финишировали – на своих троих и честном слове».

Зачет грузовиков

Дистанция 3858,81 км, из них 2083,43 км спецучастков. Стартовали 25 экипажей, финишировали 20.

1

Айрат Мардеев/Айдар Беляев/Антон Мирный

КАМАЗ 4326

 20:06,25

2

Питер Верслуис/Юрген Дамен – Гарри Шурманс

MAN TGS

20:36,53

3

Антон Шибалов/Роберт Аматыч/Ильдар Шайсултанов

КАМАЗ 4326

21:03,43

Сергей Суховский
Фото автора и организаторов