X

Российская панорама

В этом году выставка была намного беднее, чем в прошлом, – что неудивительно в свете нынешних экономических реалий. Российский автопром переживает тяжелые времена. В первом полугодии спад производства по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 72,8% по грузовикам и 63,7% по автобусам.

В этом году выставка была намного беднее, чем в прошлом, – что неудивительно в свете нынешних экономических реалий. Российский автопром переживает тяжелые времена. В первом полугодии спад производства по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 72,8% по грузовикам и 63,7% по автобусам.

В этом году выставка была намного беднее, чем в прошлом, – что неудивительно в свете нынешних экономических реалий. Российский автопром переживает тяжелые времена. В первом полугодии спад производства по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 72,8% по грузовикам и 63,7% по автобусам. Иными словами, за первые 6 месяцев этого года грузовых автомобилей собрано 39,3 тыс. против 144,4 тыс. в первом полугодии 2008-го, а автобусов – 13,3 тыс. против 36,5 тыс.

Прогнозы на ближайшее будущее тоже неутешительные. По оценке «АСМ-Холдинг», всего за 2009 год будет выпущено 100–120 тыс. грузовиков, в то время как в 2008-м их было произведено 258701 ед. Не порадуют и автобусы – 35–38 тыс. вместо 67153 шт. в прошлом году. То есть выпуск техники упадет примерно в два с лишним раза.

Тем не менее, несмотря на столь печальную картину, в работе «Интеравто» приняли участие лидеры российского авторынка, такие как «ВАЗ», «ГАЗ», «ЗИЛ», «КАМАЗ» и др. И не только приняли, но и привезли целый ряд интересных новинок. Кроме того, богато были представлены запчасти, расходные материалы и сервисное оборудование.

Изюминка нижегородского стенда – «Газель-Электро» ГАЗ-5101. Груз. – 1,2 т. Мощн. – 59 кВт (80,2 л. с.). Скор. – 80 км/ч.

В кабине «Газели-Электро» – дисплей контроля зарядки батарей, всего две педали и джойстик 2-ступенчатой КП.

Под капотом «Газели-Электро»: 1 – преобразователь высокого напряжения, 2 – зарядное устройство, 3 – конвертер, 4 – буферная батарея, 5– вакуумный насос тормозной системы.

Вместе с тем полностью отсутствовали дилеры западных автопроизводителей. Практически не было даже вездесущих «азиатов». Все они, надо думать, берегли силы, то есть финансы, для другой выставки – Международного автотранспортного форума «МАФ-2009», который состоялся в середине сентября. Наверное, по этой же причине слабо была представлена и автобусная продукция: в подмосковной Коломне в том же сентябре прошел международный салон «Мир автобусов».

ОАО «ГАЗ» В экспозиции предприятия, вопреки ожиданиям, отсутствовала важная новинка – бюджетная «Газель» (подробнее см. «КА» № 9'2009). Устроители решили особо не акцентировать внимание на этом вынужденном решении, а пропиариться на воплощении новых, и при этом экономичных технологий. Всеобщее внимание привлекал электромобиль на базе «Газели». По мнению заводских маркетологов, такая машина должна найти спрос в местах с повышенными требованиями к экологической чистоте: курортных зонах, парках, медгородках и т. д. Завод готов предложить «Газель -Электро» потребителю уже в 2010 году.

Для простоты взяв за основу шасси обычной «Газели», конструкторы установили на ней электромотор АС-55 американской фирмы Azure Dynamics. А под грузовой платформой смонтировали литийжелезофосфатные батареи. Это обеспечивает запас хода в экономическом режиме до 110 км – вполне достаточно для местных развозок. Чтобы сэкономить емкость основной батареи, под капотом пристроена еще одна – буферная, питающая мелких потребителей: стеклоочистители, фары, освещение кабины и т. п.

Грузоподъемность машины уменьшилась незначительно – всего на 240 кг. А вот цена, разумеется, возросла. Однако это компенсируется тем, что стоимость 1 км пробега автомобиля в 5-6 раз меньше, чем «Газел и» с бензиновым мотором: в условиях города она составляет всего 45 российских копеек. Кроме того, удешевляется ТО – отпадает нужда в замене масла, воздушного, масляного и топливного фильтров, а благодаря торможению электродвигателем срок службы колодок увеличивается в несколько раз.

Еще одна новинка – битопливная модификация «Газели». Она оснащена итальянским газобаллонным оборудованием и двигателем УМЗ-4216. Все компоненты сертифицированы по стандарту ЕС67R-01 и одобрены к применению в Европе. Эксплуатация такой машины обходится в полтора-два раза дешевле, а ресурс мотора увеличивается вдвое, так как в сжиженном газе нет вредных примесей. Стоимость «Газели» с ГБО – на 10–20% ниже европейских аналогов. Срок окупаемости – очень низкий и составляет в зависимости от вида бизнеса 8–16 месяцев.

«Валдай» ГАЗ-331040 со спальной кабиной и изотермическим фургоном (26 м куб.) хорош для междугородных перевозок. Груз. – 2,8 т. Мощн. – 119 л. с. Скор. – 90 км/ч.

Внедорожный вахтовый автобус «Урал 3255-59» (6х6). Мест – 28. Мощн.?–?230 л. с. Скор. – 90 км/ч.

Новый дорожный самосвал «Урал-6563?31» (8х4). Груз. – 25? т. Мощн. – 362 л. с. Скор. – 100 км/ч.

Украинская корпорация «Эталон» показала туристические автобусы: А08310 «Мак» (мест – 35, двиг. – Deutz, 122,4 л. с., скор. – 100 км/ч) (на фото) и БАЗ А079.35 (мест – 28+1, двиг. – Tata, 130 л. с., скор. – 100 км/ч).

ОАО «Автомобильный завод «Урал» Предприятие из Миасса, входящее нынче в «Группу ГАЗ», представило две модели. Новая внедорожная «вахтовка» модели 3255-59 (6х6) создана на базе семейства капотников «Урал-430-58/59». На ней установлен двигатель ЯМЗ-236НЕ2 (230 л. с.), но по заказу возможна комплектация более мощным, 300-сильным ЯМЗ-7601 . На «вахтовке» – новая эргономическая 3-местная кабина с высоким уровнем герметичности, тепло- и шумоизоляции. Оперение (капот и крылья) – интегрального типа, сте клопластиковое – обеспечивает удобный доступ к двигателю. Другой экспонат – новый дорожный самосвал «Урал-6563» (8х4) оснащен двигателем ЯМЗ-650 (лицензия Renault Trucks) и коробкой передач ZF. Объем кузова увеличен до 21 м куб. Обновлен дизайн кабины. Особенность машины – передняя подвеска разнесенного типа на полуэллиптических рессорах, что увеличило грузоподъемность.

ОАО «КАМАЗ» На стенде Камского автозавода была представлена целая гамма рестайлинговых моделей, серийное производство которых начнется уже в этом году. Все машины отличались модернизированной снаружи и внутри кабиной. Экстерьер украшают новая маска с решеткой радиатора, иной бампер, более мощная светотехника, доработанные обтекатели. Существенно изменился и интерьер. Приборная панель из жесткого пенополиуретана оборудована цифровыми приборами с антибликовым покрытием. Рулевая колонка регулируется в двух направлениях. Четырехточечная пневмоподвеска кабины заметно снизила вибрацию и улучшила плавность хода. Устанавливаются комфортабельные кресла Grammer на пневмоподвеске.

Базовая модель перспективного семейства автомобилей для городских, пригородных и междугородных перевозок – КАМАЗ-5308 грузоподъемностью 7,5 т. Машина может работать в составе автопоезда полной массой до 28 т. Установлены двигатель Сummins в 285 л. с., 9-ступенчатая коробка передач ZF, а также задняя пневмоподвеска с электронным управлением ECAS.

Магистральный седельный тягач КАМАЗ-5460 (4х2) предназначен для работы в составе 40-тонных автопоездов ?– КАМАЗ-5308. Машина укомплектована высокофорсированным двигателем КАМАЗ-740.63-400 (Евро 3) с топливной аппаратурой Common Rail. Вместо обычной механиче ской коробки применена КП с электронным управлением ZF AS Tronic: передачи переключаются либо автоматически, либо в ручном режиме с помощью джойстика. В любом случае педали сцепления уже нет.

Были представлены также автомобили-самосвалы КАМАЗ-6520 и КАМАЗ-65115, оба 6х4, грузоподъемностью 14,5 т. Первый для увеличения проходимости оборудован блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами. Его платформа на 12 кубометров имеет овальное сечение, что облегчает процесс схода груза, а гидрофициров анный задний борт позволяет управлять процессом дозированной разгрузки. Двигатель – 400 л. с. Вторая модель – 65115 оснащена 10-кубовым кузовом. Машину отличает электроподогрев топливозаборника бака и топливных фильтров, и она подходит для работы при сверх низких температурах. Двигатель – 280 л. с.

КАМАЗ-65222 – полноприводный самосвал колесной формулы 6х6. Автомобиль оснащен 360-сильным двигателем КАМАЗ с системой впрыска Common Rail, а также 16-ступенчатой коробкой передач ZF. По заказу стандартный кузов на 12 м куб. может быть заменен на более вместительный, 16-кубовый.

ОАО «Ликинский автобусный завод» Дивизион «Автобусы» («Группа ГАЗ») демонстрировал оригинальную разработку – городской низкопольник ЛиАЗ-5292 с гибридным приводом. Машина предназначена для городов-мегаполисов и отличается экономичностью и низким уровнем выброса вредных веществ. В городском цикле отвечает нормам не ниже Евро 4. Расход топлива и эксплуатационные издержки снижены по сравнению с дизельной версией на 25–30%.

В салоне – 87–106 мест (для сид. – 18). Есть места и для инвалидных колясок.

Первый российский гибридный автобус – ЛиАЗ-5292. Дизель – 185 л. с., электромотор – 132,5 кВт.

Гибридная дизель-электрическая энергоустановка состоит из рядного 4-цилиндрового дизеля Cummins с уменьшенным рабочим объемом (4,5 л), размещенного поперечно в заднем свесе, и комплекта тягового электрооборудования с асинхронным мотором в 132,3 кВт. Важно, что гибридный автобус унифицирован с другими низкопольниками ЛиАЗ по кузову и ряду агрегатов, – это снижает эксплуатационные расходы в больших автопарках с разными моделями ликинских машин.

ОАО «НЕФАЗ» Нефтекамский автозавод привез на выставку несколько новинок.

Одна из премьер – грузовой автомобиль НЕФАЗ-7981 с контейнерной системой на шасси КАМАЗ-65115-1095-62 (6х4). Он предназначен для перевозки сыпучих грузов. Машина снабжена гидравлическим механизмом крюкового типа известной голладской фирмы VDL – для подъема (на угол до 45 град.) и опускания кузова (внутренней длиной 6 м, шириной 2,39 м и высотой 2,2 м). Грузоподъемность – 11350 кг.

НЕФАЗ-7981 на шасси КАМАЗ-65115 с системой крюкового захвата VDL для перевозки кузова-контейнера объемом 31,5 м куб.

Полуприцеп-цистерна Нефтекамского автозавода изготовлен по лицензии немецкой фирмы Willig. Вместимость – 32000 л.

Еще одна новинка – полуприцеп-цистерна НЕФАЗ-Willig. Бочка изготовлена по лицензии немецкой фирмы Willig. Процесс сварки производится на родине, в Германии, а окраска проходит уже в России – на ОАО «НЕФАЗ». Благодаря тому, что цистерна выполнена из алюминия (толщина корпуса – 5 мм), снаряженная масса полуприцепа составляет всего 5800 кг. Для сцепки рекомендуются седельные тягачи колесной формулы 6х4 – например, КАМАЗ-6460 или аналогичные машины известных западных производителей.

АМО «ЗИЛ» Акционерное московское общество «Завод им. А. Лихачева» предлагает потребителям традиционные капотные среднетоннажники (как дизельные, так и бензиновые) и популярные трехтонки «Бычки» с модернизированными двигателями, тормозной системой, подвесками.

Завод готовит к производству и новую продуктовую линейку – бескапотники «Кентавр». На выставке показаны две такие модели: бортовой шеститонник ЗИЛ-4329В1 и машина со сменными кузовами («мультилифт») ЗИЛ-4329BL на 4,5 т.

Обе машины имеют расположенную над двигателем 2-местную кабину типа MAN. На завод уже завезено около полусотни кабин для организации серийного производства. Силовая установка – минский турбодизель с интеркулером ММЗ-Д245.30Е3 (4,75 л).

Новый бескапотник семейства «Кентавр» – ЗИЛ-4329BL с системой «мультилифт». Груз. – 4,5 т. Мощн. – 151 л. с. Скор. – 85 км/ч.

«Мультилифт» оснащен контейнерной рамой с гидроприводом. Грузоподъемность – 8,0 т, угол подъема – 53 град. Время погрузки-разгрузки контейнера – 3-5 мин.

Показаны и две новые пожарные автоцистерны. АЦ-3,2-40/2 (ЗИЛ-4331М4) – бескапотного типа, с 6- местной 2-рядной кабиной, откидывающейся вверх для доступа к турбодизелю Deutz (4,8 л, 215 л .с.). Цистерна для воды – на 3200 л. Произв одительность насоса – 40 л в сек. Капотная модель АЦ-2,0-20/2 (ЗИЛ-433184) укомплектована импортным пожарным оборудовани ем: комбинированный насос Rosenbaurer (46,7 л/сек.), отопитель насосного отсека Eberspacher, электростанция Geko и др. Мотор – минский ММЗ Д260.5Е3 (7,21 л, 230 л. с.)

Как видим, вопреки пессимистическим прогнозам, российский автопром жив.

Первый российский

Дивизион «Силовые агрегаты» («Группа ГАЗ») показал первую российскую «четверку» стандарта Евро 4 – двигатель ЯМЗ-5342. Рабочий объем мотора – 4,43 л, мощность – 190 л. с. при 2300 об/мин, максимальный крутящий момент – 710 Нм при 1300–1600 об/мин. Это представитель целого семейства четырех- и шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-530, разработанных совместно с австрийской фирмой AVL. Агрегаты найдут применение на грузовиках ГАЗ и «Урал», автобусах ПАЗ, ЛиАЗ и т. д.

Новые индексы

Среднетоннажник нового семейства КАМАЗ-5308 был показан с вместительным фургоном полезным объемом 115 кубометров.

В интерьере КАМАЗ-5460 – новая приборная панель, кресла Grammer и рычаг-джойстик автоматической КП.

Крупная решетка радиатора, заходящая на бампер, – отличительная черта рестайлинговых КАМАЗов, в том числе и седельного тягача 5460.

Рестайлинговые грузовики КАМАЗ получили новую систему индексации. Причем если в пресс-релизе и даже на табличках у представленных на «Интеравто 2009» машин были еще старые обозначения (6520, 5308 и т. д.), то на дверках кабин – уже новые. Каждый индекс теперь состоит из двух-трех букв и четырех цифр. Буквы указывают тип автомобиля: ТС-самосвал, ТСВ – самосвал с приводом на все колеса; ТМ – седельный тягач, а СТ – шасси с кузовом. Цифровые индексы, как и раньше, – четырехзначные, но теперь в них заложены технические характеристики машины: первые две обозначают полную массу в тоннах (или нагрузку на седло), а две последние – округленную мощность (без последней цифры). Например, самосвал с индексом ТС2528 имеет полную массу 25 т и мощность двигателя в 280 л. с.

Киев – Москва – Киев

Леонид Гоголев
Фото Юрия Гоголева