X

Ралли-рейд «Шелковый Путь-2011»: Нешелковый путь

Ралли-рейд Silk Way в свое время был задуман как генеральный прогон перед изматывающим «Дакаром». Но в этом году «Шелковый Путь» по сложности оказался под стать супермарафону. Из 130 экипажей до финиша добрались лишь 76...

Ралли-рейд Silk Way в свое время был задуман как генеральный прогон перед изматывающим «Дакаром». Но в этом году «Шелковый Путь» по сложности оказался под стать супермарафону. Из 130 экипажей до финиша добрались лишь 76…

Ралли-рейд Silk Way в свое время был задуман как генеральный прогон перед изматывающим «Дакаром». Но в этом году «Шелковый Путь» по сложности оказался под стать супермарафону. Из 130 экипажей до финиша добрались лишь 76…

Изначально траектория гонки в точности повторяла северную ветку знаменитого торгового маршрута: из Казани в Ашхабад через Казахстан. Ныне же Silk Way соединил политическую и спортивную столицы России – Москву и Сочи.

Дело в том, что после переезда «Дакара» из Африки в Латинскую Америку он перестал быть в первую очередь «песочницей», а значит, изменились требования и к «гонке разогрева». В этом году организаторам удалось уместить на трассе и типичные для трофи-рейдов топи, и горный триал, и спецучастки, характерные для классического ралли. Не говоря уже об обязательных для марафона песках, на которые пришлась треть маршрута.

Время гонки передвинули на середину лета, чтобы приблизить Silk Way к жарким температурам «Дакара». И еще: хотя суммарная дистанция уменьшилась с 4859 до 3980 км, протяженность самих спецучастков выросла с символических 2014 км (напоминание о дате сочинской Олимпиады) до 2450 км.

Один в поле не воин

Семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин действительно «повесил шлем на гвоздь» и дебютировал только в качестве главы команды, чем ознаменовал волну смены поколений в камазовской дружине. На Silk Way челнинцы заявили шесть экипажей, в которых молодым пилотам ассистировали опытные штурманы и механики. А вот техника осталась без особых изменений.

Зато главный конкурент – чешская Tatra во главе с Алешем и Карелом Лопрайзами основательно обновилась. За основу нового реннтрака взяли 22-тонный капотный самосвал Jamal, спроектированный еще в 1997-м для работ в Сибири и на Крайнем Севере. Его плюсы – лучшие по сравнению с «бескапотниками» развесовка, аэродинамика и безопасность. Но самое главное, что чехи постепенно отказываются от утопичного принципа «и один в поле воин». Раньше в случае поломки Алеш мог рассчитывать только на себя и радушие соперников, которые давно используют для подобных ситуаций «летучие технички». Теперь тылы Лопрайзу-младшему на такой же «Татре» прикрывал Томаш Вратны.

Однако у Яна де Роя были еще более серьезные планы. Он смог ангажировать племянника – Ханса Стейси, ушедшего было два года назад на покой. А ведь Ханси – единственный, кто умудрялся побеждать Чагина! Голландцы договорились об ощутимой поддержке со стороны IVECO. Принципиальных новшеств в конструкции ренн-трака IVECO Trakker, правда, не появилось, но Стейси перед стартом говорил «о множестве небольших, но важных обновлений».

MAN приятно удивил и отменной скоростью, и финишем в десятке – и многоопытного Франца Эхтера, и начинающего Мартина Берингера. А Питер Верслуис умудрился показать лучшее время на одном из сплитов.

Пока Жерар де Рой залечивает травму спины, полученную на предыдущем «пути», под знамена команды призван Ханс Стейси. Несмотря на абсолютно новый для себя реннтрак IVECO Trakker и постоянные ошибки штурмана, Ханси держал темп камазовских лидеров.

СУ-1: Москва – Липецк

Формально гонка стартовала от московского Кремля 9 июля, а фактически – день спустя на Куликовом поле в Тульской области. Традиционно первый этап делают скоростным, но нетрудным в плане навигации, чтобы гонщики смогли обрести форму, почувствовать технику и найти свой темп. Однако дожди превратили проселки в грязевое месиво с чередованием ухабов и промоин, а 40-километровый участок в Черноземье – и вовсе в жижу. Эту часть гонки выиграли победители предыдущих «путей» Эдуард Николаев и Фирдаус Кабиров, плюс Артур Ардавичус из казахской «Астаны», также на КАМАЗе. Лопрайз без видимых проблем с машиной умудрился проиграть лидеру 17 минут, а шедший в одном темпе с камазовцами Стейси из-за слишком агрессивного стиля торможения «перегрел», т. е. буквально взорвал два колеса и проиграл почти час.

СУ-2: Липецк – Волгоград

Спустя сутки после финиша в Липецке караван отправился в 850-километровый марш-бросок до Волгограда. Лидировавшего вплоть до третьей отсечки Ханса Стейси рывком обошел Фирдаус Кабиров. Шедший третьим Артур Ардавичус остановился буквально перед финишем – кончилось топливо. У Айрата Мардеева вышли из строя тормозные барабаны. У Эдуарда Николаева срезало зубья на шестерне привода компрессора, чего раньше с КАМАЗами никогда не случалось. Ильгизар Мардеев сначала застрял в броде, затем боролся с перегревом вискомуфты, после ремонтировал машины своего сына и Николаева. А когда вернулся в гонку и начал сокращать разрыв, не выдержали тормозные барабаны и на его машине.

«Шелковый путь» стал испытанием похлеще «Дакара». В России грузовики то ползли по барханам, то неслись с максимально разрешенными 150 км/ч по буеракам, рискуя взорвать покрышки и отравиться в неуправляемый полет.

СУ-3: Волгоград – Астрахань

Только у дельты Волги наконец-то отступили дожди, но легче не стало: два следующих, астраханских этапа стали кульминационными как в плане сложности, так и выносливости. Трасса длиной 431 км представляла собой в основном песчаные дороги с ямами, рытвинами, трамплинами. Но главной проб­лемой стали навигационные ловушки в виде хитросплетения второстепенных дорог, коих в степи сотни.

Плутали даже лидеры: выросший было до 12 минут гандикап Кабирова перед Стейси на финише «сдулся» до 4-х. Лидировавший с 7-минутным преимуществом Лопрайз заблудился и потерял больше часа. В итоге на СУ-3 победил Мардеев-младший, который ехал позади группы лидеров, а значит, видел их следы и не повторял ошибок.

СУ-4: Астрахань – Астрахань

Здесь Алеш все-таки сумел прервать победную монополию камазовцев, почти на 15 минут опередив Фирдауса, снова благодаря чужим следам. Стейси вновь много проиграл, уступив Лопрайзу 40 минут и 3-ю позицию.

СУ-5: Астрахань – Ставрополь

Этот этап был для камазовцев последним шансом отыграться. Во-первых, потому, что даже после сокращения (с 689 до 621 км) он остался самым протяженным в гонке, в то время как два заключительных допа были крохотными. А во-вторых, СУ-5 был больше похож на этап классического ралли – равнина с вкраплениями холмов, бродов и даже горного хребта. Правда, из-за безветрия пелена пыли висела на большей части дистанции, усложняя и без того непростую навигацию. В итоге следом за победившим Кабировым финишировал давно не поднимавшийся столь высоко мановец Франц Эхтер. Ставший третьим чех таки потеснил со второй позиции абсолюта отлично начавшего гонку Каргинова. На «лиазоне» (перегоне от бивуака к допу) в аварию попал один из грузовиков-техничек, выехавший на встречную полосу. И организаторы строго предупредили всех участников: никаких превышений скорости, наказание будет суровым.

После трак-рейсинга и трак-триала МАЗ решился на экспансию в рейды. Экипажи на МАЗ-5309RR с минскими и ярославскими турбодизелями Д280.5-14 и ЯМЗ7Э846.10 заняли 18-е и 24-е места.

Голландскому производителю явно не хватает быстрых и рассудительных пилотов, которые смогли бы реализовать потенциал уникальной конструкции GINAF Х2222 SP.

СУ-6: Ставрополь – Майкоп

Субботняя секция стала самой живописной: экипажи мчались по ставропольским полям, где шла уборка урожая. Вновь был неудержим Мардеев-младший., выигравший уже во второй раз, причем в очном соперничестве со Стейси. Кстати, Ханс не раз отмечал промахи своего нового штурмана: прежний недавно повредил позвоночник. Впрочем, от этого картина особо не изменилась, поскольку Кабиров имел приличный запас времени, несмотря на то, что останавливался помочь зависшему над пропастью соотечественнику.

СУ-7: Майкоп – Сочи – Красная Поляна

По плану, часть финального допа пролегала по зажатому между скалами Главного Кавказского хребта руслу высохшей реки Шахе. Но из-за ливней, поднявших уровень воды, СУ отменили. Казалось бы, Кабиров мог уже тренироваться откупоривать шампанское – но…

На «лиазоне» от Майкопа в Сочи, в основном проходившем по серпантинам, был жуткий трафик. На подъемах за еле ползущими «мазами» и «камазами» скапливались целые колонны, а населенные пункты встречали не только радушными болельщиками, но и пробками.
По словам представителя судейской бригады Сергея Ушакова, нарушил ПДД 31 участник. На проступок Кабирова – превышение скорости на 27 км/ч – закрыть глаза было нельзя. В итоге Фирдаус, помимо денежного наказания в 1000 евро, получил еще и часовой штраф и оказался только вторым. А ведь его преимущество над Лопрайзом составляло 43 минуты 19 секунд…

Результаты ралли-рейда «Шелковый Путь-2011»

Место

Экипаж

Автомобиль

Время

1

Алеш Лопрайз/Милан Холан/Войтех Стайф

Tatra Jamal 4×4

32:23:15

2

Фирдаус Кабиров/Андрей Мокеев/Анатолий Танин

KAMAZ 4326

+0:16:41

3

Андрей Каргинов/Вячеслав Мюзикаев/Игорь Девяткин

KAMAZ 4326

+0:38:36

4

Ханс Стейси/Марк Виллемсен/Бернард дер Киндерен

IVECO Trakker 4×4

+1:02:30

5

Айрат Мардеев/Айдар Беляев/Антон Мирный

KAMAZ 4326

+2:07:09

6

Франц Эхтер/Детлеф Руф/Кристоф Эхтер

MAN TGA 18.480

+2:07:52

7

Вуф ван Гинкель/Марк Вамс/Герард ван Веенендааль

Ginaf X2222 SP

+2:12:55

8

Ильгизар Мардеев/Евгений Яковлев/Дмитрий Сотников

KAMAZ 4326

+3:34:17

9

Жозе Адуа/Марко Ферран/Марк Торрес

IVECO Trakker 4×4

+4:08:07

10

Маттиас Берингер/Хьюго Куппер/Михаэль Карг

MAN TGA 18.480

+4:21:58

Сергей Суховский
Фото Марии Горшковой и организаторов