X

По Золотому кольцу России

Горьковский автозавод по случаю первой годовщины автомобиля «Газель-Бизнес» провел 3–6 марта автопробег своих новинок. На протяжении всего маршрута за рулем машин находились только журналисты.

Горьковский автозавод по случаю первой годовщины автомобиля «Газель-Бизнес» провел 3–6 марта автопробег своих новинок. На протяжении всего маршрута за рулем машин находились только журналисты.

Горьковский автозавод по случаю первой годовщины автомобиля «Газель-Бизнес» провел 3–6 марта автопробег своих новинок. На протяжении всего маршрута за рулем машин находились только журналисты.

Пробег наш носил примечательное название: «Когда дорога в радость». И не случайно. Во-первых, он проходил по живописным историческим местам Золотого кольца России: через города Владимир, Суздаль, Иваново, Кострому, Ярославль и Вологду. А во-вторых, каждый журналист смог вдоволь поездить на всех горьковских новинках и лично оценить их. Действительно, дорога была нам в радость!

Автозавод «Чайка-Сервис» представил автомобиль для ремонтных бригад на шасси ГАЗ-33104 «Валдай» с турбодизелем Сummins (3,76 л; 152 л. с.).

В кабине «Соболя» 4х4 – рычаги блокировки дифференциала (1) и понижающего ряда в трансмиссии (2), кнопка включения обогревателя (3).

Карданные шарниры, установленные на переднем ведущем мосту полноприводного автомобиля «Соболь».

Полноприводный «Соболь» «комби» проявил хорошую динамику и управляемость. Он лихо колесил по заснеженным дорогам вологодской глубинки.

Ах вы, резвые «Газели»!

Знакомство с новинками я начал с дизельной «Газели-Бизнес». Резвость автомобиля приятно удивила. В этом несомненная заслуга нового 120-сильного турбодизеля Сummins. Впечатляет «полка» его крутящего момента: на свои максимальные 297 Нм двигатель выходит при 1600 об/мин и стойко держит этот показатель аж до 2700 об/мин. На практике это проявилось в отличной тяговитости и эластичности мотора. Естественно, и работать рычагом КП приходилось нечасто.

При езде на 5-й передаче я выходил на крейсерскую скорость в 90 км/ч, слегка не дотягивая до 2000 об/мин. А стоило чуть придавить педаль газа – и уже при 2100 оборотах машина охотно набирала 110 км/ч. Как и следовало ожидать, дизельная «Газель» более экономична, чем бензиновая. При езде по трассе расход у нее составлял около 10 л на 100 км, в то время как у стандартной «Газели-Бизнес» – примерно на 2 л больше.

Погода была довольно морозная, но ежедневный утренний запуск мотора проблем не создавал: во впускном коллекторе имеется специальная решетка, которая прогревает поступающий в двигатель воздух, и смесь воспламеняется легче. Турбодизель вследствие большого КПД и высокого качества сгорания смеси, как известно, слабо прогревается на холостых оборотах. Поэтому на нынешних «Газелях» в базовой комплектации устанавливается нагреватель. Стоит нажать кнопку на панели приборов – и он нагревает охлаждающую жидкость. В итоге в салоне становится теплее.

В микроавтобусах под передним сиденьем есть автономный отопитель – весьма эффективный. Правда, с регулировкой не сложилось: выходило то слишком жарко, то слишком холодно.
Важно отметить, что все опробованные мною «Газели» вели себя на дороге устойчиво, руль был в меру тугой, и машины отлично держали направление. Передачи переключались легко, тормоза работали исправно. Так что езда на этих автомобилях доставила истинное удовольствие.

На фургоне ГАЗ-33025 установлен битопливный двигатель УМЗ – 107 л. с. (бензин) и 99 л. с. (газ).

Немецкая фирма Weinsberg изготовила на базе дизельной «Газели-Бизнес» комфортабельный кемпер.

Микроавтобус ГАЗ-32213, доработанный компанией «Луидор», имеет высокую крышу и перевозит 14 пассажиров.

Этот практичный фургон изготовлен отделением ПСК (Производство специальных кузовов) Горьковского автозавода.

Длиннобазный бортовой ГАЗ-330202 с турбодизелем Сummins (2,8 л; 120 л. с.) был резвым и легким в управлении.

Микроавтобус «Соболь-Баргузин» ГАЗ-2217 цвета «Техас». В салоне – откидной столик и пять комфортабельных кресел. Полная вместимость – 7 человек.

Особенный «Валдай»

Дизельный «Валдай», представленный в пробеге, был непростой. Эту версию – «Дорожный мастер» – разработал завод «Чайка-Сервис» специально для ремонтных и строительных бригад. На шасси с длинной базой (4730 мм вместо 3770 мм) установлена 7-местная кабина из пластика. Позади нее – кран-манипулятор Tadano ZE300, который позволяет проводить грузоподъемные работы ниже уровня земли. При максимальном вылете стрелы 7,5 м он поднимает 470 кг. А далее находится платформа длиной 4,4 м, рассчитанная на 1,7-1,8 т груза.
Двигатель – турбодизель Сummins ISF 3.8 (т. е. 3,8 л) мощностью 152 л. с. Максимальный крутящий момент в 491 Нм достигался в широком диапазоне: 1200–1900 об/мин. В свое время мне приходилось тестировать «Валдай» с мотором ММЗ-Д245.7, так что разницу я почувствовал сразу. Cummins оказался мощнее на 33 л. с. и эластичнее в работе. Да и средний расход топлива меньше: 12–15 л на 100 км против 13–18 л.

На трассе при числе оборотов двигателя 1500 в минуту скорость составляла 60 км/ч, а при 2000 – 90 км/ч. Уровень шума в кабине был достаточно приемлемым: ниже щитка приборов установлена толстая шумопоглощающая перегородка. Больше звуков проникало снизу, от пола, где установлен рычаг КП. Эх, вместо него бы джойстик с тросовым приводом, да разместить бы его на передней панели! Тогда и шуму было бы поменьше.

И вот что еще оказалось: дабы включить передачу без хруста, нужно выдержать рычаг КП в «нейтрали» пару секунд. Конечно, не страшно, но с синхронизаторами, видно, надо что-то делать. Не сразу привык я и к увеличенному люфту руля. Зато тормоза оказались очень хваткими.

Особо отмечу плавность работы подвески, тем более, что дороги часто были неважными. Запомнился один длинный участок за Вологдой, который мало чем отличался от тряской «бельгийской мостовой» на Дмитровском полигоне.

Турбодизель Сummins ISF (2,8 л) показал себя тяговитым, эластичным в работе и экономичным.

В трудные моменты дружная команда журналистов помогала моторам внедорожных «Соболей».

В глубоких снегах нас часто выручали буксирный трос и широкая лопата.

«Соболиная» пара

Следующим моим подопечным стал микроавтобус «Соболь-Баргузин делюкс». Желающих прокатиться на этой комфортабельной машине набрался полный салон, причем все были в зимней одежде и с объемистыми дорожными сумками. Но невзирая на некоторый перегруз, наш бусик оказался весьма динамичным, благо при том же турбодизеле Cummins, что и у «Газели», весил он все-таки меньше.

Лучше была и мягкость хода: как-никак передняя подвеска у «Соболя» в отличие от «Газели» – пружинная, независимая. Но есть и обратная сторона медали: короткобазная заднеприводная машина проявляла некоторую склонность к рысканью, и все время нужно было слегка подруливать.

Уровень внутреннего шума в салоне был невысокий, пассажиры переговаривались, не напрягаясь, удобно устроившись в комфортабельных креслах за столиком. А автономный отопитель создавал теплую атмосферу…

Под занавес пробега – так сказать, на десерт, мы почти два дня провели в глубинке Вологодской области, испытывая еще один дизельный «Соболь» – с колесной формулой 4х4. Он был оснащен неотключаемым полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и пониженным рядом в трансмиссии. Клиренс увеличен с 17 до 19 см.

Зима в тех краях выдалась снежная – и на узких лесных дорогах и на заметенных сельских улочках «Соболи» 4х4 показали себя неплохо. Они проходили по рыхлому снегу глубиной 20–30 см, но нередко в пути нас поджидали сюрпризы – сугробы до полуметра и больше. И здесь уже приходилось и копать, и толкать, и тащить на буксире.

Нужно сказать, что на наших машинах были установлены шипованные шины с мелким рисунком протектора. Будь резина «позубастее», «Соболи» в рыхлом снегу проявили бы себя лучше.
Чуть подпортила впечатление шумноватая «раздатка». Да и рычаг блокировки дифференциала не всегда включался или выключался с первой попытки. Великоват, пожалуй, был и радиус разворота, поскольку на переднем мосту стояли не ШРУСы, а более простые в производстве карданные сочленения. Однако в целом полноприводный «Соболь» понравился. Достаточно мощная, с хорошей геометрией проходимости машина по своим вездеходным качествам, на мой взгляд, ничем не уступает армейским «уазикам».

Леонид Гоголев
Фото автора