X

От конки до гибрида – что хранится в Стокгольмском музее транспорта

Не в пример другим музеям шведской столицы, Стокгольмский музей транспорта находится не в центре города, а на окраине, но зато в помещении бывшей мастерской по ремонту автобусов.

В его экспозиции представлены свыше 60 образцов подвижного состава: конных экипажей, трамваев, вагонов метро и, конечно, автобусов. В силу своего расположения музей не ломится от туристов. Зато жители Стокгольма охотно приходят в уютные, со вкусом оформленные залы, часто целыми семьями, с многочисленными ребятишками. Для детей здесь имеется кафе, где можно и поиграть, и порисовать, а особо любознательным не возбраняется забираться в трамваи и автобусы.

Одна з перших конок у Стокгольмі, побудована у 1877 році. Запрягалася одним конем і перевозила 22 пасажира.

Первые шаги

История городского транспорта Стокгольма восходит к небольшим конным омнибусам, запряженным парой лошадей. Они начали развозить пассажиров в 1835 году. Один такой экипаж, правда, построенный позже, в 1891 году, имеется в экспозиции музея (см. фото в заголовке). В 1877 году, в шведской столице появились конки, передвигавшиеся по рельсам. Катить их было легче, и при этом, как правило, обходились одной лошадью.

Кінний пасажирський омнібус (1891 р.)

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания привезли в Стокгольм еще в 1899 году. Это была одна из ранних конструкций Даймлера, с большими тележными колесами на железных шинах. Однако на маршруте она проработала всего… 8 дней. Публика отказывалась ездить из-за грохота и тряски при движении по булыжным мостовым города.

Так виглядав ветеран Scania-Vabis 8406 (1928 р). Кузов – AB Arvika Vagnfabrik. Місць – 40 (сид. – 24). Двигун – бенз., 75 к. с.

В дальнейшем главным транспортом Стокгольма стали трамваи. Городские власти покровительствовали им и не допускали на улицы автоконкурентов. Чтобы лед тронулся, понадобилось два с лишним десятилетия. Первую автобусную лицензию на работу в городе власти выдали перевозчику Х. фон Кремеру в сентябре 1922 года. Пассажиропоток нарастал, как снежный ком, и в 1928 году автобусы перевезли в общей сложности 17 млн. человек.

Scania-Vabis 8422 (1938 р.) на прізвисько “бульдог” – перший автобус фірми з “рідним” дизелем. Кузов – SKV (Svenska KarosseriVerkstaderna). Місць – 60. Двигун – диз., 120 к. с.

Открыв стеклянные двери музея, сразу попадаешь в небольшой вестибюль, добрую половину которого занимает автобус Scania-Vabis, выпущенный в том же 1928 году. Правда, при близком осмотре оказывается, что это лишь искусно сделанный макет. Оригинал машины несколько лет назад передали в дар заводскому музею Scania. Эта машина исправно работала на городском маршруте №54 и никогда не была скороходом: вплоть до 1931 года для автобусов в Стокгольме существовал
лимит скорости в 20 км/ч.

Volvo (1967 р). Кузов – SKV. Місць – 74 (сид. – 47). Мотор – турбодиз., 100 к. с.

Ветер перемен
К концу 20-х гг. встал вопрос о повышении вместимости общественного транспорта. С 1929 по 1935 год все автобусы Стокгольма были заменены более емкими машинами – вагонной компоновки, прозванные бульдогами. В одном из залов музея можно увидеть классический «бульдог» – Scania-Vabis модель 8422, которая выпускалась в 1936 – 1944 гг. Интересно, что машина оснащена первым дизелем, который Scania создала самостоятельно – предкамерным мотором в 120 л. с. Раньше, с 1932 года, она выпускала по лицензии двигатели Hesselman, работавшие на тяжелом топливе, но запускавшиеся на бензине.

Scania-Vabis СF7661 (1966 р). Місць – 75 (сид. – 30). Двигун – диз. 190 к. с. На автобусах серіїCF фірма вперше застосувала несучий каркас кузова та задню пневмопідвіску.

Вантажний причіп Hagghund & Soner (1970 р) на 1180 кг – для приміських автобусів.

После окончания Второй Мировой войны резко увеличился приток населения в Стокгольм. Соответственно, росло и количество автобусов. В 1967 году различные транспортные компании города объединились в одну – SL (Storstockholms Lokaltrafic). На улицах стали появляться автобусы, передняя панель которых была украшена этими буквами, словно фирменной эмблемой.

Bussing Prefect 13D (1967 р). 277 таких автобусів були закуплені 1967 року у зв’язку з переходом Швеції на правосторонній рух. Місць – 74 (сид. – 37). Двигун – диз., 130 к. с.

1967 год примечателен еще в одном отношении. С 3 сентября в Швеции ввели правостороннее движение вместо левостороннего. В этот же день на улицы выехало большое количество автобусов с левым расположением руля, специально закупленных у фирм Bussing, Leyland и др. Эти машины тоже экспонируются в музее.

Автобус Panther Cub (1967 р.) – представник сімейства «великих кішок» від фірми Leyland, куди входили також моделі Leopard, Tiger та Royal Tiger. Місць – 84 (сид. – 39). Двигун – диз., 160 к. с.

Volvo B58-60T (1967 р). Кузов – Hagghund & Soner. Місць – 82 (сид. – 50). Мотор – турбодиз. 210 к. с. Шведські транспортні компанії охоче запрошували жінок-водіїв.

Увидев представленные в залах автобусы 80-х гг. прошлого века, хочется воскликнуть: «Ба, знакомые все лица!». В Швеции эти машины стоят в музеях, а у нас в Украине они еще работали на маршрутах до недавнего времени, в том числе и в столице.

Зчленований 18-метровий Volvo (1980 р). Кузов – Saffle Karosserie AB. Місць – 119 (сид. – 69). Такі ще працювали нещодавно в Україні!

Мікроавтобус Peugeot J5 (1981 р.) – попередник відомого у нас турецького Karsan. Вантаж. – 1,0 т. Мотор – Диз., 75 к. с.

В 1998 году в Швеции приняли большую программу создания экологически чистых автобусов. И экспозицию завершает один из них. Шасси и кузов этой гибридной машины изготовлены в Дании, на автобусном заводе Scania-Bussar в г. Силькеборг. Бензиновый двигатель SAAB в 75 л. с. привести в движение большой автобус не может. Но задействует генератор, питающий два тяговых электродвигателя по 75 кВт и батареи. Так что экспонаты музея иллюстрируют не только прошлое, но
и будущее автобусного транспорта.

Крок у майбутнє – дослідний гібридний автобус на шасі Scania. Кузов – Scania-Bussar. Місць – 57 (сид. – 38).