Музей не для всех
Где-то в получасе езды от Лиона среди просторных полей и кудрявых рощ расположилась живописная старинная усадьба. В свое время она принадлежала одному из пионеров французского автомобилестроения, известному промышленнику Мариусу Берлие. А сегодня ею владеет его сын Поль – большой поклонник автостарины. |
В глубине усадьбы стоят
несколько наглухо закрытых громадных строений, похожих на авиационные
ангары. А в них хранятся десятки грузовиков и автобусов прежних лет. Это
крупнейшее собрание таких автомобилей во всей Европе. Машины стоят правильными
рядами, перед каждым – таблички с техническими данными, а нередко и со
славной историей моделей. Короче говоря, все как в музее.
Но это не тот музей, куда открыт доступ всем желающим. Скрипучие двери
ангаров открываются редко. Здесь периодически собираются члены своеобразного
клуба любителей марки – Foundation Berliet, который возглавляет сам Поль
Берлие. Бывают также VIP-делегации, технические специалисты, журналисты
и киношники. По любезному приглашению компании Renault Trucks, посетить
это собрание ретромашин посчастливилось и мне.
Понятно, что самое значительное место в музее занимают автомобили Berliet.
Но этим экспозиция далеко не исчерпывается. Прежде всего, нужно назвать
обширную коллекцию машин фирмы Renault, и это не случайно. В 1978 году
компания Berliet влилась в ее ряды, став неотъемлемой частью ее истории.
Особый интерес представляет продукция фирм, давно исчезнувших с автомобильного
небосклона – как именитых, так и малоизвестных: Aries и De-Dion Bouton,
Delahaye и Dewald, Laffly и Somua и др.
И еще одно. В экспозиции широко представлены не только базовые модели,
но и спецтехника: машины пожарные, военные, коммунальные, строительные.
Так что эту уникальную коллекцию в старинном имении мэтра автомобилестроения,
дважды кавалера ордена Почетного легиона Мариуса Берлие можно считать
своеобразной энциклопедией истории французских коммерческих автомобилей.
Причем воплощенной в металле.