X

Музей автомобилей DAF: история жизни длиною 95 лет

Известному производителю грузовых автомобилей – компании DAF Trucks N.V. 1 апреля исполнилось 95 лет. Славную историю фирмы хранят экспонаты уникального музея, расположенного на ее родине – в голландском городе Эйндховен. Крепкое, приземистое здание с вывеской DAF Museum примечательно уже само по себе. Именно здесь, в бывшей пивной, братья ван Доорне – Хуберт и Виллем – открыли в апреле 1928 года механическую мастерскую.

Поначалу они выпускали металлические шкафы, лестницы и оконные рамы. Затем начали производить тракторные и автомобильные прицепы, пользовавшиеся неплохим спросом. В 1935 году братья взялись за переделку обычных автомобилей с колесной формулой 4х2 в вездеходы 6х4, предназначенные для голландской армии. «Чистокровными военными» были и первые машины, построенные на фирме DAF в 1939 году: броневики PT3 (6х4) и прототип легкой амфибии MC139 (4х4).

Автомобильную деятельность фирма DAF начала в середине 30-х, с производства полуприцепов

Еще в годы немецкой оккупации на заводе DAF работали над грузовиками с передней кабиной. Но дальше экспериментов дело тогда не пошло. Выпуск таких машин развернулся уже после войны, когда предприятие заручилось финансовой поддержкой голландского правительства. В 1949 году было изготовлено 150 ед., в 1950-м – 1026 ед., а в 1954-м – уже 3093 ед.

Сегодня DAF Trucks N.V. входит в состав американской машиностроительной корпорации Paccar и является одним из крупнейших в мире изготовителей средних и тяжелых грузовых автомобилей: в 2022 году их выпустили 56 тысяч.

Чудо-тележка

Одно из ранних ноу-хау фирмы DAF – двухосная тележка Trado. Свое название она получила от первых букв фамилий инженера-лейтенанта фон дер Траппена и самих братьев ван Доорнов.

Эту тележку можно было устанавливать на обычный автомобиль с колесной формулой 4х2, превращая его в «трехоску» 6х4, что существенно повышало проходимость. Такую процедуру DAF выполнял с 1934 года на автомобилях разных фирм, в том числе Chevrolet (на фото).

Маленький полицейский

В 1950 году компания DAF начала выпуск однотонного развозного фургона А10. Компактная машина с колесной базой 2,4 м благодаря бескапотной компоновке получила вместительный грузовой отсек полезным объемом 7 м куб. В передней части машины устанавливалась бензиновая «четверка» Hercules рабочим объемом 2,2 л и мощностью 46 л. с. В КП имелось три передачи, причем вторая и третья – синхронизированные. В музее экспонируется редкая версия этой машины – полицейский автомобиль с зарешеченными окнами и специальной окраской (на фото). В небольших количествах выпускались также однотонные капотные пикапы А107 и А117.

«Авто на подтяжках»

С 1958 года фирма DAF производила легковые малолитражки, на базе которых до 1980 года выпускались также пикапы и легкие фургоны. Уникальность всех этих машин – в необычной автоматической бесступенчатой трансмиссии Variomatic. Переключение осуществлялось путем перемещения клиновидных ремней по шкивам разного диаметра под действием центробежных сил.

За эти ремни малолитражки DAF получили прозвище «автомобили на подтяжках». В музее представлен пикап DAF 750 выпуска 1962 года (на фото) с двигателем 750 см куб. мощностью 26 л. с. Показана также широкая гамма более мощных машин DAF 33 (850 см куб., 40 л. с.).

Первенцы

В 1948 году DAF изготовил два прототипа грузовиков: 5-тонный DT5 и 10-тонный DT10. Интересно, что они оснащались приводом только на переднюю ось. Однако на следующий год в серию пошли машины с традиционной ведущей осью – т. е. задней. Это были «бескапотники» А30 грузоподъемностью 3,0 т, а позже А40, А50 и А60 – на 4, 5 и 6 т соответственно. В музее «живьем» представлен седельный тягач на базе А50 – модель Т50. На нем устанавливались 6-цилиндровый дизель Perkins в 102 л. с. и 5-ступенчатя КП. Машина работала с прицепом полной массой 16 т. Кстати, это первый голландский грузовик со спальной кабиной.

К услугам ателье

В 1947 году DAF построил полуприцеп-автобус, а в 1949-м – 39-местный троллейбус. В 1948–1950 гг. было собрано несколько прототипов автобусов, в том числе с кузовом от ателье Domburg. Характерная особенность последнего – «легкодоступный» дизель Perkins. Отсоединив несколько креплений, его можно было выдвигать вперед, словно ящик стола. Среди экспонатов музея есть и машины знаменитого автобусостроителя Van Hool, и малоизвестного голландского кузовного ателье Vanddinxween (на фото). Последняя изготовлена на шасси DAF TB 160 DP в 1963 году. Отличительная ее черта – лобовое стекло оригинальной формы, призванное улучшить обзор дороги непосредственно перед автобусом.

Броня крепка

В 1964–1968 гг. DAF приобщился к бронетехнике и выпускал бронетранспортер YP 408 (8х6). Машина вмещала 10 десантников, а ее броня толщиной 8–15 мм защищала от пуль и осколков. Имелось пулеметное вооружение, предусматривалась возможность установки вращающейся башни. Дизель DAF в 165 л. с. позволял развивать скорость до 80 км/ч. БТР был принят на вооружение в Голландии и других странах. Всего изготовлено 750 машин. В их число, кроме базового бронетранспортера (на фото), входили и другие модификации: штабной, транспортный (груз.1,5 т), санитарный и тягач для миномета.

Лучший солдат

В 50-е гг. фирма DAF начала выпускать автомобили для армии – т. н. семейства Y, грузоподъемностью от 1,0 до 10 т. Самым удачным из них стал артиллерийский тягач и грузовик YA 328 (6х6), принятый на вооружение не только в голландской, но и в армиях еще12 стран, включая США и Канаду. Полная масса машины составляла 9,9 т, а грузоподъемность – 3,0 т. Двигатели – бензиновые: Herkulles в 131 л. с. или White в 150 л. с. Интересная особенность – т. н. Н-образная трансмиссия. В ней имелись две раздаточных коробки, каждая из которых передавала крутящий момент на колеса одного борта.

Необычный анфас

Автомобили DAF нередко отличались не только необычной конструкцией, но и оригинальным дизайном. Пример тому – капотная серия грузовиков, разработанная фирмой своими силами и выпускавшаяся в 1958 – 1970 гг. Округлые боковины ее капота выступали перед радиатором, а над ним имелся характерный козырек. Этот мотив перекочевал и на машины с передней кабиной – серии 2000, где радиатор тоже заметно выступал вперед. Первоначально в капотную серию входили модели А12 и А15 грузоподъемностью от 4,7 до 7 т. Позже к ним прибавились еще три: А13, А16 и А18. На фото показана одна из таких машин, битумовоз А15 – в том «просмоленном» виде, в каком он в свое время работал на строительстве дорог.

Принципиально новые

В 1962 году на автосалоне в Амстердаме была представлена совершенно новая серия грузовиков – DAF A2600. Эти машины внешне отличались просторной угловатой кабиной и модными в те годы сдвоенными фарами. Автомобили оснащались дизельным двигателем мощностью 220 л. с. В рулевом управлении уже применялся гидроусилитель фирмы ZF. Тормоза имели пневматический двухконтурный привод. В передней подвеске устанавливались телескопические, гидравлические амортизаторы. Новая сварная рама отличалась повышенной прочностью.Машины А2600 быстро завоевали популярность и принесли фирме DAF Trucks коммерческий успех.

Заморский роман

Отдельная страница в истории фирмы DAF – ее сотрудничество с заокеанской компанией International Harvester. В ноябре 1971 года было подписано соответствующее соглашение, а в 1973-м в Эйндховене начался выпуск тяжелых самосвалов NAT 2505. По сути, это американская машина International серии Paystar 500, но с голландским дизелем DKK 1160 (230 л. с.). Выпуск такого нетипичного для DAF продукта позволил компании выйти на новые рынки. «Служебный роман» с заокеанским производителем закончился в 1979 году, когда DAF начал выпускать самосвалы NAT 2800, полностью укомплектованные компонентами европейского производства: с кабиной Magirus Deutz, коробкой ZF и мостами Steyr.

Предок флагмана

Знаменитый седельный тягач DAF 95, ставший на долгие годы флагманом марки и постоянно модернизируемый, начинался с опытного образца, предназначенного для армии. Машина DAF, получившая индекс 19/240-270, появилась в 1983 году. Первая цифра в нем обозначала полную массу тягача в тоннах, вторая и третья – мощность двигателя в лошадиных силах. Автомобиль успешно прошел суровые испытания, в том числе в пустыне Сьерра-Невада (США) и в Северной Скандинавии. Общий пробег составил около одного миллиона километров. Серийное производство DAF 95 началось в 1987 году, и вскоре автомобиль удостоился почетного титула Truck of the Year’1988.

Жизнь и смерть на «Дакаре»

В музее представлен уникальный автомобиль для ралли-рейда «Париж – Дакар» – Turbo Twin II (4х4). Машина оснащена двумя моторами – спереди и сзади, по 495 л. с. (на фото). В 1986 году Ян де Рой со своим экипажем установил на ней рекорд, впервые в мире превысив на серийном грузовике скорость 200 км/ч. На следующий год появился еще более мощный «монстр» – Turbo Twin X1 с двумя моторами по 610 л. с. На ралли «Париж – Дакар» он занял десятое место. А однотипный образец Х2 потерпел аварию, в которой погиб штурман экипажа. После этого трагического случая заводская команда DAF перестала участвовать в рейдах «Париж-Дакар».

Читайте также:
Легковой автомобиль DAF 66 в армейском варианте – первый тест-драйв в Украине