X

Маски-шоу в Бомбее

Еще не успев отойти от новогодних праздников, в самый разгар зимы мы отправились в жаркое лето, в страну чудес – Индию. В ее промышленной столице – 17-миллионном мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) с 12 по 14 января проходила Международная выставка автобусов Busworld India 2011.

Еще не успев отойти от новогодних праздников, в самый разгар зимы мы отправились в жаркое лето, в страну чудес – Индию. В ее промышленной столице – 17-миллионном мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) с 12 по 14 января проходила Международная выставка автобусов Busworld India 2011.

Еще не успев отойти от новогодних праздников, в самый разгар зимы мы отправились в жаркое лето, в страну чудес – Индию. В ее промышленной столице – 17-миллионном мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) с 12 по 14 января проходила Международная выставка автобусов Busworld India 2011.

Выставка Busworld Indiа проводится под эгидой известной бельгийской компании Busworld – организатора автобусных смотров по всему миру. Нынешнее мероприятие в Мумбаи, проводимое уже в четвертый раз (каждые два года), было намного представительнее предыдущих – сюда приехали семь крупнейших производителей автобусов, общее количество фирм-участниц возросло до ста, а площадь экспозиции – до 8000 м кв. Автосалон посетило свыше 3000 специалистов из разных стран, в том числе Китая, Турции, Шри-Ланки, Малайзии, Пакистана, Бангладеж и др.

Сегодня Индия является вторым по величине автобусным рынком в мире – ежегодно здесь выпускается около 50 тыс. машин. И развивается он не только количественно, но и технически. Все больше производителей внедряют в свои машины передовые решения, ранее не известные на местном рынке: низкопольную компоновку, пневматическую подвеску колес, автоматические коробки передач, GPS-системы навигации и диагностики. В этом направлении работают ведущие поставщики автобусных шасси для индийских кузовных ателье: компании Tata, Ashok-Leyland, Eicher, Mazda-Swaraj, Mercedes-Benz и Volvo.

Особое место уделяется повышению безопасности индийских автобусов – пассивной (усиление каркасов кузовов) и активной (дисковые тормоза с ABS, ретардеры и др.). На Busworld India 2011 сразу два известных производителя представили системы автоматизированного пожаротушения моторного отсека автобусов, что весьма актуально в жарком климате.

MG Group

Концерн MG – крупнейший производитель автобусов в Индии, ежегодно выпускающий свыше 14 тыс. машин разных классов. В него входит два завода. Предприятие MG Automotives Private Ltd. образовано в 1996 году в городе Захирабаде и производит автобусы для частных клиентов на местном рынке, используя шасси фирм Mahindra, Ashok-Leyland и пр. Другой завод – Alma Motors Private Ltd., расположенный в городе Белгаум, начал работу в 2004 году. Он изготавливает автобусы на экспорт – на шасси Ashok-Leyland, Eicher Motors и Force Motors.

Мировой премьерой стала 11-метровая туристическая модель Leo (на фото справа). В ее салоне – 41 комфортабельное кресло. Шасси Tata LPO 1512 оснащено дизелем в 130 л. с. стандарта Евро 3 и пневмоподвеской колес.

Вторая интересная новинка – автобус для перевозки VIP-пассажиров, модель Onyx (фото внизу). При длине 5,13 м этот автобус имеет комфортабельный салон с 12-ю роскошными креслами, обшитыми натуральной кожей. Шасси – фирмы Mahindra, комплектуется 80-сильным дизелем Евро 3.

Все эти автобусы оснащены новой приборной панелью с сенсорным управлением – MG Touch Сontrols, позволяющей оперативно управлять системами освещения, микроклиматом салона, электроприводами дверей и зеркал и т. д. (фото слева справа).

Irizar – TVS

Компания Irizar – TVS основана в 2001 году как дочернее предприятие сразу трех фирм: крупнейшего индийского производителя грузовиков и автобусных шасси Ashok-Leyland, фирмы TVS & Sons Ltd. и испанского автобусного ателье Irizar. Сегодня она выпускает большие туристические автобусы класса люкс. На выставку в Мумбаи компания привезла свою новейшую модель – T09 (на фото). Машина отличается комфортабельным 40-местным салоном с внутренней высотой 2075 мм и шагом сидений 900 мм. К услугам пассажиров – кондиционер, LCD-телевизоры, DVD-плеер и др. Кабина водителя отделена от салона стеклянной перегородкой. Интересная деталь – спальная полка для водителя находится непосредственно за его креслом, как в кабинах магистральных тягачей.

Индийские водители автобусов предпочитают кресла без мягких подушек и спинок. Здесь только проволочный каркас, препятствующий затеканию тела в дальней дороге.

Khira Motors

Компания Jayanand Khira & Co. Pvt. Ltd., расположенная в местечке Босари возле города Пуны, вот уже 40 лет специализируется на конструировании и производстве различных типов кузовов для коммерческих авто. Это автобусы – городские, туристические, школьные; фургоны для грузовиков, в том числе рефрижераторные; спецавтомобили – медицинские и инкассаторские.
На выставке представлен туристический автобус малого класса – семиметровая модель Executive (на фото). Салон рассчитан на перевозку 25 человек. Пол – с противоскользящим покрытием. Автобус оснащен системой ABS. Для модели используются на выбор шасси различных индийских производителей – Tata, Ashok-Leyland, Swaraj-Mazda и Eicher.
Боковые наружные панели – стальные, а передняя и задняя маски – стеклопластиковые. Кстати, последние в Индии изготавливают специализированные ателье, сотрудничающие с ведущими автобусными производителями. Свои «маски» показали две местные компании – Kineco и Tech Force (см. заглавное фото).

SML Isuzu

Компания SML Isuzu первоначально являлась подразделением фирмы Mazda и называлась Swaraj Motors Limited (SML). В Индии она занималась лицензионным выпуском малотоннажных грузовиков и небольших автобусов на их базе – преимущественно школьных и служебных. С недавнего времени компания SML перешла под крыло другого японского автогиганта – Isuzu. На выставке были представлены три автобуса. Один – городской, малого класса, на шасси Swaraj-Mazda (на фото справа). Его отличительная черта – салон с антивандальными креслами, покрытыми перфорированным алюминием. Два других автобуса – 12-метровые туристические. Лайнеры были представлены в двух исполнениях – стандартном, на 45 мест, и 33-местном спальном. Нужно сказать, что автобусы со спальными местами широко распространены на междугородных маршрутах Индии. В специальных купе, как в ж/д вагоне, пассажиры могут как сидеть, так и лежать. Оба 12-метровых туристических автобуса построены на шасси Isuzu. Они оснащены 6-цилиндровым 7,8-литровым турбодизелем Евро 3 мощностью 230 л. с. и 7-ступенчатой механической КП. Подвеска колес – пневматическая. Автобусы имеют 9-кубовые багажные отсеки под полом и оснащены камерами заднего вида.

В Индии очень популярны sleep buses – автобусы со спальными полками. Один из них – изделие фирмы SML Isuzu.

 

ACGL

Компания Automobile Corporation of Goa Ltd. (ACGL), расположенная в курортном районе на юге Индии – Гоа, основана в 1980 году как СП двух фирм: Tata Motors Ltd. и Economic Development Corporation of Goa Ltd. В 1987 году ACGL наладила техническую кооперацию с крупным японским производителем – Fuji Heavy Industries Ltd. (FHI), а в 2007 году – с испанским автобусным ателье Hispano. На своем стенде ACGL демонстрировала три своих автобуса. Среди них хочется отметить модель миди-класса Pleazure. Машина была представлена в виде мобильного конференц-зала. В ее салоне установлены удобные одноместные столики для журналистов. Вторым ярким экспонатом стал 12-метровый туристический автобус Globus Classic, построенный в кооперации с испанским ателье Hispano (cегодня оно принадлежит Tata). Под полом – 9,5-кубовые багажные отсеки. Шасси Tata оснащено пневмоподвеской.

Фирма ACGL показала мобильный конференц-зал на шасси Tata.

В салоне 40-местной модели Globus есть кондиционер и LCD-телевизоры.

Starline Motors

Компания Starline Motors Industries Pvt. Ltd., основанная в 1970 году, выпускает как городские и туристические автобусы, так и медицинские и полицейские автомобили. На выставку она привезла служебный автобус Сitiline на 25 мест с оцинкованным кузовом на шасси марки Force. Вторая машина (на фото) – автобус большого класса Startech – была представлена в виде мобильной медицинской лаборатории по выявлению рака молочной железы. В салоне – диагностическое оборудование Siemens. Третий экспонат – «скорая помощь» на базе фургона Tempo Traveller Smart, представляющего собой известный фургон Mercedes-Benz T2, получивший современный стеклопластиковый передок.

Sutlej Motors

История компании Sutlej Motors началась в 1935 году, когда она стала выпускать пассажирские конные повозки. Сегодня это один из ведущих производителей автобусов в Индии, собирающий городские, туристические, школьные, аэропортовые модели и автодачи. Недавно Sutlej подписала соглашение с компанией Mercedes-Benz India Pvt. Ltd. о лицензионном производстве туристических автобусов. На выставке как раз и был представлен новейший 13,7-метровый лайнер с салоном на 53 пассажира. Автобус имеет несколько отличающийся от европейских аналогов кузов. Машина построена на трехосном шасси O 500 RSD 2436, комплектуется рядным 12,0-литровым турбодизелем OM 457 LA (Евро 3) мощностью 358 л. с., МКП либо «автоматом», а также ретардером Voith. Подвеска колес – пневматическая.

Киев – Мумбаи – Киев

Юрий Гоголев
Фото автора