X

MAN: Группен-тест в Мюнхене

В столице Баварии 21–22 июля группа MAN Nutzfahrzeuge провела презентацию и тест-драйв ряда моделей, которые будут участвовать в предстоящей выставке коммерческих автомобилей в Ганновере.

В столице Баварии 21–22 июля группа MAN Nutzfahrzeuge провела презентацию и тест-драйв ряда моделей, которые будут участвовать в предстоящей выставке коммерческих автомобилей в Ганновере.

В столице Баварии 21–22 июля группа MAN Nutzfahrzeuge провела презентацию и тест-драйв ряда моделей, которые будут участвовать в предстоящей выставке коммерческих автомобилей в Ганновере.

Проведение авторитетнейшего международного смотра коммерческой автотехники – IAA Commercial Vehicles 2010 намечено, как известно, на 23-30 сентября. Но MAN, по традиции решил проинформировать масс-медиа заранее о том, что собирается там представить.
На состоявшейся пресс-конференции доктор Георг Пахта-Рейхофен – глава MAN Nutzfahrzeuge Group сформулировал новую стратегию компании одним словом: глобализация. Особое внимание теперь будет уделено не только рынкам Европы, но и таким перспективным регионам как Латинская Америка и, прежде всего, Бразилия, Россия и другие страны СНГ, Индия и Китай. Уже сегодня каждый второй выпущенный грузовик MAN продается именно там. Вот почему на выставке в Ганновере будет представлена не только стандартная линейка автомобилей MAN, но и модели, специально предназначенные для условий эксплуатации в названных странах. Наряду с этим MAN покажет свои новейшие перспективные разработки, в том числе конструкции с гибридным приводом, а также целый ряд вспомогательных электронных систем, облегчающих труд водителя грузового автомобиля.

С прицелом на будущее

На передней панели «гибрида» TGL 12.220 установлен дисплей, отображающий разные режимы работы привода.

Одной из изюминок презентации был грузовик-гибрид – MAN TGL 12.220 Hybrid. Журналисты наперебой рвались порулить этой экзотической машиной.

В кабине гибридного MAN сразу привлек внимание установленный на передней панели дисплей размером со среднюю книгу. На нем схематически были изображены основные элементы гибридного привода: дизель, электромотор-генератор, литий-ионные аккумуляторные батареи. На нем же красовались два циферблата: в режиме онлайн один показывал мощность ДВС, а другой – электромотора.

Плавно трогаемся с места. На дисплее начинается «цветное кино»: видно, как зеленый поток энергии перетекает от батарей к электромотору. Приходит в движение и стрелка на циферблате. А дизель в это время отсоединен от трансмиссии специальной муфтой, которая получает команды от электронного блока управления.

Набираем скорость – и вот легкий толчок: это муфта подсоединила к трансмиссии дизель.
А теперь для интереса притормозим. Электродвигатель, подключенный к дизелю, начинает работать в режиме генератора. Таким образом, энергия торможения преобразуется в электрическую, которую потом можно будет использовать для движения. На дисплее появляется картинка: поток энергии от генератора движется к аккумуляторам.
Но вот полная остановка – и двигатель сразу отключается. Это система «старт-стоп» экономит энергию.

На пресс-конференции было объявлено, что уже в 2011 году запускается в серийное производство гибридный автобус MAN Lion’s City Hybrid. Он позволяет сберечь до 30% топлива. Что касается развозного грузовика, который останавливается все-таки пореже, то у него этот показатель составляет пока лишь 15%. Но работа над его совершенствованием продолжается. У этой машины есть будущее.

TGS 18.400 с системой HydroDrive преодолел холм после включения гидромоторов
в передних ступицах.

Седельный тягач TGS 33.440 WW (6х4) и самосвальный полуприцеп Schmitz S.KI Light образовали строительный автопоезд – мощный и маневренный.

Строительный самосвал TGS 35.440 WW (8х4) – с кузовом Meiller Kipper трехсторонней разгрузки. Кабина отличается богатым оснащением и высококачественными материалами отделки.

Единственный в мире

С большим интересом мы ждали встречи с грузовиком, оборудованным новаторской системой привода – HydroDrive, не имеющей аналогов в мире. Этот автомобиль-самосвал TGS 18.400 (4х4) движется обычно с приводом только на заднюю ось. Но в трудных дорожных условиях можно подключить передний мост, причем нетрадиционным способом. Для этого в ступице каждого переднего колеса имеется гидромотор, на который при помощи насоса высокого давления поступает масло.

В ходе теста мы стали взбираться на крутой холм. И в одном месте, где дорогу пересекали бугры наподобие «лежачих полицейских», тяги на задних колесах не хватило – и машина остановилась. Тогда я повернул рукоятку включения системы HydroDrive на передней панели и автомобиль таки вскарабкался на вершину холма. Потом мы повторили это восхождение еще несколько раз – при движении как передним, так и задним ходом.

А после выезда на скоростную трассу передний привод автоматически отключился. Кстати, включать HydroDrive снова можно на скорости до 30 км/ч.

Сделанный в Бразилии Volkswagen 17.250 Constellation (4х2) теперь выпускается фирмой MAN Latin America. На этой машине стояла грузовая платформа экзотической марки Random.

Cедельный тягач Constellation 25.320 Titan (6х2-2) – флагман бразильской линейки VW.

Рабочее место в грузовике VW Constellation эргономично и комфортно. Кресло водителя – на пневмоподвеске. На передней панели – два «ручника»: для тягача и полуприцепа.

Дитя глобальной стратегии

Новейшими грузовиками от MAN являются модели TGS с дополнительным индексом WW – World Wide (c англ. – «по всему миру»). И действительно, этот модельный ряд в соответствии с новой, глобальной стратегией компании, предназначен для работы в разных частях планеты, в тяжелых климатических и дорожных условиях.

Я облюбовал для теста ярко-желтый четырехосный самосвал TGS 35.440 WW (8×4). По сравнению со стандартным TGS, внешность машины несколько изменена. Улучшена аэродинамика кабины. Корпусам зеркал придали новую форму, которая уменьшает завихрения воздуха и препятствует их загрязнению, а равно и запылению боковых окон. А заглянув под машину снизу, можно увидеть изменения другого плана: поддон, защищающий радиатор от камней, и увеличенный клиренс под ведущими мостами с планетарными колесными передачами.

Хорошее впечатление произвел полностью обновленный интерьер, отделанный высококачественными материалами. Ехать в такой кабине оказалось легко и приятно. Тем более что обзорность была отличная, а 30-градусная жара не ощущалась благодаря кондиционеру.

На моем подопечном стояла рядная «шестерка» D26, широкое производство которой в версиях Евро 2 и Евро 3 начинается этой осенью. Интересно, что она приспособлена для работы на не слишком качественном топливе, в том числе с повышенным содержанием серы. Этот 440-сильный мотор обеспечивал машине полной массой 35 тонн неплохую тягу. Автоматизированная 12-ступенчатая КП MAN TipMatic показалась несколько задумчивой в работе, но зато была несравненно удобней механической, – ведь тест проходил на узких дорогах в пригороде Мюнхена.

Представитель индийского автопрома MAN CLA 26.280 (6×4) предназначен прежде всего для рынков Азии и Африки. У него мощная рама, усиленные рессоры и внедорожные шины.

Яркий, многоцветный щиток приборов оживляет спартанский интерьер «индуса».

Бразильская версия

В прошлом году в MAN Group вошла бразильская фирма «Грузовики и автобусы Volkswagen». В результате образовалась компания MAN Latin America. На сегодняшний день она занимает в Южной Америке первое место по производству грузовиков и второе – по выпуску автобусов. На заводе в городе Резенде, что в 150 км от Рио-де-Жанейро, выпускается около 77 тыс. автомобилей в год.

Компания представила журналистам две модели грузовика Volkswagen флагманской серии Constellation. Эти машины предназначенных, прежде всего, для Южной Америки и Африки. На полигоне мы их узнали издалека по характерным кабинам – с высокой решеткой радиатора и сдвоенным, вертикально расположенным фарам.

У развозной модели 17.250 (4х2) кабина короткая, дневная. А у магистрального седельного тягача Constellation 25.320 (6х2-2) – спальная. Последняя оказалась довольно просторной – с внутренней высотой 195 см. В задней части размещалась двухметровая спальная полка шириной 60 см. Под ней – достаточно места для багажа.

На ходу 320-сильный дизель Cummins, обеспечивал автомобилю неплохую динамику. Правда, наш тягач был без полуприцепа. Интересно как показал бы он себя в составе упомянутого в релизе 48-тонного автопоезда?

На автомобиле установлена коробка передач Eaton – механическая 16-ступенчатая. Для переключения она требовала определенной сноровки. Зато единственная ведущая ось ArvinMeritor в стандарте имеет блокировку дифференциала, что нелишне при колесной формуле 6х2. А вторая задняя ось – со сдвоенными колесами, не ведущая, но при этом подъемная.

Полноприводный самосвал TGM 13.250 (4х4) с кузовом Meiller-Kipper показал высокие тяговые свойства. Жесткая подножка при наезде на препятствие откидывается на шарнире.

Индийский гость

В 2006 году в Индии, на заводе в городе Питампур, совместное предприятие MAN Force Truck Private Ltd. начало выпускать грузовики модельного ряда CLA. Эти машины рассчитаны на рынки Азии и Африки.

На тест журналистам было представлено трехосное шасси СLA 26.280 (6х4). Сразу обратили на себя внимание крепкие рама и листовые рессоры, барабанные тормоза и шины с протектором для трудных дорожных условий.

Кабина заимствована от уже снятого с производства грузовика MAN LE2000. Она запомнилась, прежде всего, спартанской комплектацией. Стеклоподъемники ручные, а регулировать зеркало нужно было рукой через открытое окно. Зато кресло водителя – на пневмоподвеске, причем в стандарте.

Машина была шумновата и жестковата на ходу, что, впрочем, неудивительно, поскольку это было голое шасси.

Понравилась в работе 280-сильная рядная «шестерка» D08 Сommon Rail (Евро 3). Крутящий момент в широком диапазоне оборотов позволял реже переключать передачи. Кстати, делать это не составляло никакоготруда, поскольку 9-ступенчатая КП фирмы ZF работала безукоризненно.

Киев – Мюнхен – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит компанию «МАН Трак энд Бас Юкрейн» – дочернее предприятие MAN Nutzfahrzeuge AG в Украине – за помощь в организации поездки