X

Красные на Крещатике

Автомобили МЧС


В редакцию «КА» обратились наши читатели с просьбой
рассказать об автомобильной технике Министерства чрезвычайных ситуаций,
которая демонстрировалась в Киеве в День спасателя. Выполняем их просьбу.

Праздник отмечался в воскресенье 26 октября, одновременно с Днем автомобилиста.
С самого утра на центральную улицу Киева – Крещатик стали стягиваться
и выстраиваться в ряд десятки машин. Здесь были и раритеты клуба «Автоветеран»,
и «коллекции» фирменных клубов, таких как Porsche и BMW, и различная тюнинговая
экзотика. А рядом с ними заняли позиции машины МЧС, которые вызвали не
меньший интерес публики.

Какие же машины-спасатели выехали в то утро на Крещатик? В подавляющем
большинстве это были автомобили цвета пламени: с прошлого года служба
пожарной охраны выведена из состава МВД и передана Министерству чрезвычайных
ситуаций.

Нужно сказать, что за общим названием «пожарные автомобили» кроется самая
разнообразная техника. Ее принято делить на три большие группы. Первую
составляют так называемые основные пожарные автомобили. Прежде всего,
это автоцистерны и пожарные насосные станции, а также машины со специальными
средствами тушения: аэродромные, пенного тушения, порошкового тушения
и пр. Во вторую группу входят специальные пожарные автомобили: автолестницы,
автоподъемники, рукавные, связи и освещения, штабные и др. И наконец,
третья группа – автомобили вспомогательные: автотопливозаправщики, передвижные
авторемонтные мастерские, агитационные и т. д.

Подарок от мэрии

Этот
коленчатый подъемник, способный достигать высоты 54 м, – подарок столичным
пожарным от Киевской горгосадминистрации. Он был собран специалистами
итальянской фирмы BAI из компонентов разных производителей на шасси Mercedes-Benz
Actros 3335. В Киеве высотные дома растут как грибы, и машина должна стать
хорошим дополнением к уже имеющимся двум 52-метровым пожарным лестницам
Iveco-Magirus DL 50. Кстати, снимок в заголовке сделан с одной из них.

Австриец наполовину

Автомобиль
АРА на шасси КамАЗ-5320 оборудован кузовом известного производителя пожарных
автомобилей – австрийской фирмы Rosenbaurer. Высокоэффективный инструмент
позволяет вскрывать железобетон и дерево. Гидравлические ножницы усилием
до 18 т перерезают металлические конструкции. Для освобождения потерпевших
из-под завалов используются надувные подушки грузоподъемностью до 67 т.
Шасси КамАЗа служит базой и для других автомобилей-спасателей.

Выручит САРМ

Спасение
утопающих – дело рук не только утопающих. Название этого автомобиля –
САРМ расшифровывается как «спеціальна аварійно-рятувальна машина»: наши
спасатели наконец-то перешли на украинскую терминологию. Полный джентльменский
набор необходимого оборудования размещен в унифицированном кузове-фургоне
КМ131 на шасси ЗИЛ-131. Имеется также кран-стрела грузоподъемностью 150
кг. Кстати, 150-сильный двигатель машины неприхотлив к топливу: работает
на 76-м бензине.

Горноспасатель

Специальный
аварийный горноспасательный автомобиль создан на базе Iveco Daily 10-35.
Машина может работать в зоне химического заражения и сильно загазованных
территорий. Автомобиль укомплектован 6 защитными костюмами и 7 комплектами
аппаратов дыхания. Для локализации загрязненной среды предназначены 20
кг специального порошка «Барьер». В оборудование входят компрессор, пневмоподъемник,
маслостанция с набором гидравлического инструмента, шанцевый инструмент.

Быстроногие «Газели»

Автомобиль
первой помощи АПП-2 (33023)-01 изготовлен киевской фирм ой «Титал». До
100 км/ч он разгоняется за 32 с. Машина оснащена насосом для воды и генератором
для питания прожекторов и электроинструмента.

Кроме того, были показаны автомобили, созданные на базе «Газели», в
том числе аварийно-спасательный водолазной службы, машины связи и освещения
АСО-5 (2705) и оперативно-штабные АШ.

Химики-разведчики

Для
радиационной и химической разведки зараженных территорий МЧС применяет
чисто армейскую технику. На Крещатике были показаны два ее образца: автомобиль
химической разведки УАЗ-3151 рх и бронированный БРДМ-2 рх. Оборудование
включает приборы радиационной разведки и контроля, а также химической
и неспецифической биологической разведки. Машины оснащены комплектом защитного
ограждения (желтыми флажками, которыми отмечаются опасные зоны).

Ликвидатор

Такая
мощная насосная станция ПНС-110 (131) модели 133 применялась для ликвидации
аварии на Чернобыльской АЭС: откачивала воду из поврежденного реактора…
Станция подает воду на большие расстояния по магистральным рукавным линиям
диаметром 150 мм. Производительность насоса – 110 л в секунду. Он приводится
в действие дизелем мощностью 300 л. с. Станция может обеспечивать водой
одновременно 4 пожарных автомобиля, находящихся на удалении 4-5 км от
источника.

Такая же база – ЗИЛ-131 – и у автомобиля рукавного АР-2. Он перевозит
пожарные рукава общей длиной более 2 км. А на «всякий пожарный случай»
имеет и свой лафетный ствол для воды.

 Славные
предки





Первые пожарные команды в Киеве были образованы в 1841 году.
Воду перевозили на обычных конных повозках. Это был так называемый
«бочечный ход». А «насосный ход» имел водяную помпу и пожарные
рукава. Личный состав к месту воспламенения доставляли на
«линейках»: пожарные размещались на двух длинных продольных
скамьях, боком к движению и спиной друг к другу.

На Крещатике был показан своеобразный гибрид: кузов и оборудование
пожарной машины ПМЗ-1 выпуска 30-х годов смонтированы на послевоенном
шасси «Урал-ЗИС-355», которое визуально отличается лишь формой
крыльев и меньшей длиной. В задней части машины установлен
центробежный насос. Противопожарное оборудование расположено
в ящиках-подножках.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-8 выпускалась на шасси «трехтонки»
Урал-ЗИС-5 сразу после Великой Отечественной войны. Кстати,
название ПМЗ расшифровывается как «пожарная машина на шасси
ЗИС». В отличие от довоенных ПМЗ-1, здесь экипаж находился
в закрытой обогреваемой кабине. Характерной особенностью был
насос переднего расположения.

Редкая машина 50-х годов – рукавный автомобиль АР (150)
на базе ЗИС-150. Он мог перевозить до 1500 м пожарных шлангов
и имел красивый обтекаемый кузов.

Пожарная автолестница на шасси ГАЗ-51А – АПГ-17 (51А) ЛЧ
с гидравлическим приводом в 1962 году пришла на смену автолестнице
АПГ-17 (51) ЛТ, имевшей ручной привод. 17-метровая лестница
позволяла достигать пятого-шестого этажа.

Леонид Гоголев
Фото автора