X

Краш-тест ЗИЛ-130: с обычной и усиленной кабинами

Сегодня пассивной безопасности автомобилей и грузовых в частности производители уделяют большой внимание, а как с этим обстояли дела в СССР. Для примера возьмем самый массовый грузовик – ЗИЛ-130.

ЗИЛ-130 не выпускается на московском Заводе имени Лихачева уже более 20 лет. Да что там приказал долго жить и сам автозавод, корпуса которого разобрали еще два года назад. Однако на наших дорогах «сто тридцатые» встречаются довольно часто, ведь за три десятка лет их изготовили более 3,3 млн штук. Какой же уровень безопасности они обеспечивают в случае столкновения?

Несмотря на то, что серийное производство ЗИЛ-130 на московском автозаводе началось в 1963 году реальные краш-тесты начали делать с 1972 года. Как отмечает известный автомобильный журналист Николай Марков, первые испытания были проведены с незакрепленным бетонным блоком в кузове. В кабину усадили двух манекенов, а вместо дверей установили металлические распорки, чтобы лучше видеть деформацию. Автомобиль разогнал до определенной скорости специальный МАЗ-толкач. Удар. Кабина и все содержимое в ней превратились в лепешку.

В 1973 году провели еще один краш-тест. В кузов положили балласт в 6 т и при этом его уже надежно закрепили. Машину разогнали и опять ударили о жесткое препятствие. И снова от кабина и находящихся манекенов в ней осталась лепешка. Оказывается, при ударе с креплений сорвало кузов, который и подмял кабину.

Не лучше обстояли дела и с тестом на опрокидывание. После двух кувырков со специального склона на Дмитровском автополигоне кабина ЗИЛ-130 опять же превратилась в лепешку. Ноги водителя-манекена застряли в проеме лобового окна, обод руля оторвало.

В 1974 году конструкцию кабину решили усилить специальным металлическим каркасом, сиденья также оснастили трехточечными ремнями безопасности. Проведенные краш-тесты доказали высокую эффективность новой кабины, однако она в серийное производство так и не пошла.