X

Как трансформировался рынок коммерческих автомобилей в Украине

В рамках выставки ComAutoTrans 2024, которая проходит с 14 по 16 мая в столичном МВЦ, состоялась конференция, посвящению ситуации на отечественном рынке коммерческих автомобилей и возможных путях его развития. Cпикером был Олег Омельницкий, директор компании AUTO-Consulting.

Рынок коммерческих автомобилей в Украине за последние годы изрядно трансформировался. Начнем с того, что его объемы существенно упали: с 18,6 тыс. ед. в 2008 году до 4,85 тыс. ед. в 2023 году. И если поначалу первые места рейтинга продаж занимали российские и белорусские машины, то за последние пару лет ситуація, кардинально изменилась.

Благодаря введенным санкциям на продукты вышеупомянутых стран в лидеры на нашем рынке вырвались машины европейской «большой семерки». Плюс нужно добавить рост продаж машин ряда азиатских марок (JAC, Dauyn, Isuzu), в том числе за счет организации их сборки в Украине.

За первые 4 месяца этого года продажи новых грузовиков составили 1,5 тыс. ед., что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) полной массой до 3,5 т за тот же период наметился рост в 31%.

Если говорить о всем рынке коммерческой техники в Украине, то по итогам 2023 он составил 12,3 тыс. ед, что на 66% превышает результат 2022 года. Немаловажно, что из этого количества – 28,52% пришлось на автомобили, получившие кузовные настройки отечественного производства. При это доля техники специального назначения составила 15,27%. За прошлый год в Украине было застроено 3,5 тыс. автомобилей, что на 72,6% больше, чем в 2022-м. Сменились и лидеры среди украинских производителей спецтехники (см. график).

Если говорить о наиболее популярных марках шасси для кузовных застройщиков, то ТОП-10 выглядит так: Citroen, Renault, Ford, IVECO, MAN, JAC, Dayun, Volkswagen, Isuzu и Peugeot. Более детальный анализ по классам представлен на диаграммах.

Отдельной темой на конференции стал анализ украинского рынка электромобилей, в том числе и развозных. Первые коммерческие продажи электромобилей в Украине стартовали еще 27 мая 2011 года. С учетом данных за первый квартал 2024 года их число составило 95 744 ед. Из этого количества на легкие развозные электромобили пришлось 3228 ед., на грузовики среднего и тяжелого классов – только 35 ед., а на электробусы – и вовсе всего лишь 5 ед.

Хочется верить, что ситуация по электрическим коммерческим автомобилям изменится к лучшему, так как с 1 марта 2024 года был отменен НДС на ввоз такой техники. Особые перспективы у электромобилей полной массой до 3,5 т. При благоприятных обстоятельствах, за пять лет такие машины могут занять до 15 – 20% отечественного рынка в своем сегменте. Если говорить о машинах свыше 3,5 т, то здесь есть шанс поднять продажи за счет коммунальной техники (мусоровозы) и машин для доставки продуктов питания по городу.

Также на конференции уделили внимание недостаткам тендерных закупок. Украинский потребитель должен получать действительно эффективную технику. И здесь нужно руководствоваться не только конечной ценой автомобиля, но и стоимостью его эксплуатации, которую определяет и количество расходуемого топлива, и затраты на сервисное обслуживание, и ряд других факторов.

Была рассмотрена и тема развития отечественного автопрома. Отметим, что в 1991 году в Украине произвели порядка 200 тыс. автомобилей и по этому показателю Украина вошла в мировой ТОП-20. В 2008 году выпуск достиг 400 тыс. авто в год. Правда только 150 тыс. ед. были изготовлены по полному циклу, а остальные – путем отверточной сборки.

Сегодня лучше всего дела обстоят у производителей автобусов. Также активно развивается сборка грузовиков такими отечественными предприятиями как «Альфатекс», «Будшляхмаш» и Черкасский автозавод.

Развитие украинского автопрома в нынешних условиях возможно по таким направлениям. Это наращивания производства спецтехники, увеличение доли локализации. Одним из залогов успеха может быть компетенция в определенных сегментах: наглядный тому пример итальянские производители автовышек. А также создания кластеров, экспорт спецтехники и развития сети в странах ЕС. И в этом контексте нельзя не упомянуть успешный опыт производителя полноприводных автобусов Torsus, имеющего украинские корни.