В этот день, 31 октября 1832 года английский механик и изобретатель Уолтер Хэнкок совершил пробную поездку в Брайтон на паровом омнибусе собставенной постройки – Enterprise. Это был первый в Британии междугородный рейс. Интересно, что при этом машина успешно преодолевала обледенелые подъемы до 5 град., что было непросто даже для конных упряжек. А уже на следующий год, 22 апреля он организовал регулярные пассажирские перевозки.
Еще в 1824 и 1827 годах Уолтер Хэнкок запатентовал разработанные им паровые котлы. Они были достаточно надежны и имели весьма оригинальную конструкцию. Несколько плоских камер, заполненных водой, располагались непосредственно в топке: внизу они были связаны трубами, а в верхней части паросборником. Такая конструкция исключала опасность мощного взрыва в случае перегрева котла: камеры из тонкого металла просто раскалывались.
Свой первый паровой экипаж Хэнкок построил в 1829 году. Это был трехколесный фаэтон рассчитанный на четверых. В 1834 году он изготовил второй, уже четырехколесный 10-местный самоход, который назвал Infant I («Младенец»). А в следующем году появился усовершенствованный вариант – Infant II. Он в отличие от предшественника имел две скамьи на 15 пассажиров и реально использовался для перевозок между центром Лондона и Стратфордом. Всего было совершено 44 таких рейсов.
В 1932 году Хэнкок изготовил два пассажирских омнибуса. Один из них – Erin был рассчитан аж на 50 пассажиров. А вот вторым и был знаменитый Enterprise. Он работал на маршруте: центр Лондона – Паддингтон, где совершил 143 рейса.
Омнибус Enterprise имел несколько новаторских для того времени технических решений. Паровой двигатель вместе с кузовом был подвешен на листовых рессорах, а ведущая задняя ось соединялась с рамой при помощи качающихся рычагов. Передача на ведущую ось была цепной. Любопытно, что она приводила в действие не только колеса, но еще и центробежный вентилятор, который нагнетал воздух в топку. Чем не предшественник современного турбонаддува?
Экипаж машины Enterprise состоял из трех человек. Спереди, как и положено, восседал рулевой. Интересно, что он изменял направление движения не примитивным рычагом, а все-таки рулевым колесом. Он также мог варьировать скорость движения машины с помощью специального регулятора пара.
Второй член экипажа занимал тесноватое место между котлом и двигателем. Он должен был контролировать уровень воды и кроме того мог включать, если нужно, задний ход.
И наконец, третий член экипажа, который стоял на платформе в самой корме, должен был поддерживать огонь, подсыпая уголь в топку. Он же и орудовал внушительным тормозным рычагом, связанным с одним из задних колес.
Из-за разногласия с операторами Хэнкок вскоре прекратил работу на омнибусе Enterprise. А затем в период с 1833 по 1846 год изготовил и эксплуатировал ряд других омнибусов. В общей сложности пробег всех его паровых омнибусов составил 6800 км и было перевезено 12 761 пассажир.