X

Как несколько фирм разрабатывали сверхмощные автобусы для автобанов

В середине 30-х гг. в Германии развернулось широкое строительство автомагистралей с бетонным покрытием, так называемых автобанов. И на это отреагировали производители междугородных автобусов. Ведущие фирмы начали разработку очень длинных и низких машин с мощными двигателями и обтекаемыми кузовами, похожими на фюзеляж самолетов.

Фирма Bussing-NAG в 1934 – 1935 гг. разработала прототип GDO – трехосную машину длиной 13,6 м. Аэродинамическим кузовом занималась фирма Ludwig в Эссене. Автобус был рассчитан на 40 – 50 человек.

Bussing-Nag GDO

Моторов было два, по 140 л. с. каждый. Интересно, что один из них располагался спереди, рядом с водителем. И приводил в действие при помощи длиннющей карданной передачи вторую ось. А другой мотор, расположенный в заднем свесе, передавала крутящий момент на третью ось. Расчетная скорость машины составляла 120 км/ч.

Henschel B58 BX2

На Берлинском международном автосалоне 1935 года фирма Henschel представила прототип трехосного шасси B58 BX2. Длина его составляла 13,4 м. Дизель Henschel BX, созданный в рамках проекта RAB, представлял собой «боксер», т. е. агрегат с противолежащими, горизонтальными цилиндрами. Он располагался в переднем свесе. Рабочий объем этого 12-цилиндрового мотора был немалый – 31 л. И он выдавал на-гора 300 л. с.  Ведущими были обе задние оси.

MAN

Фирма MAN к 1936 году создала четырехосный междугородный автобус. Он имел 12-цилиндрвыой горизонтальный дизель проекта RAB – модель MAN W 12 V 13/19. При рабочем объеме 30,3 л агрегат развивал 275 л. с. Над аэродинамическим кузовом трудился известный дизайнер Пауль Ярай. Но он успел сделать лишь чертежи и деревянный макет. Работа над этим автобусом так и не была закончена.

Mercedes-Benz Schnellbus

Междугородный быстроходный автобус Mercedes-Benz, так называемый Schnellbus (фото в заголовке), разрабатывался в 1935 году. Это была трехосная машина с мотором в заднем свесе. Двигатель Daimler Benz OM85 (проект RAB) развивал 300 или даже 350 л. с. Предусматривалась установка и еще более мощного агрегата, не имеющего к проекту отношения. Это был 12-цилиндровый мотор OM86 рабочим объемом аж 50,3 л в 450 л. с. Однако Mercedes-Benz Schnellbus так и не вышел из стадии разработки.

Vomag Kontinant Express

На Берлинском международном автосалоне 1936 года тогдашний крупный производитель автобусов – забытая ныне фирма Vomag – представила четырехосный автобус Kontinant Express. Машина длиной 16,5 м была рассчитана на 50 пассажиров. Обтекаемый кузов разрабатывала фирма Karosserie Luchterhand & Freitag. В заднем свесе был установлен дизель Vomag 12 R 4090, изготовленный в рамках все того же проекта RAB. То есть это был 12-цилиндровый горизонтальный «боксер». При рабочем объеме 35 л он развивал 350 к. с. Этот агрегат должен был обеспечить автобусу максимальную скорость 120 км/ч, а крейсерскую – 100 км/ч.

Все названные разработки так и не дошли до серийного выпуска, ведь машины обещали быть дорогими в производстве, потребляющими много топлива и не обладающими достаточной маневренностью. Однако под их влиянием в Германии развернули выпуск куда более скромных по размерам и мощности, но совершенных по аэродинамике автобусов с цельнометаллическими кузовами.