Как электрические автобусы MAN появились еще 50 лет назад
Cегодня электробусы MAN Lion ‘s City E завоевывают все новые рынки – в сентябре на заводе в Польше был выпущен уже 1000-й экземпляр. И это прекрасный повод рассказать о самых первых автобусах MAN, работающих исключительно на аккумуляторах, которые появились еще полвека назад.
13 февраля 1970 года компания MAN презентовала cвой первый полностью электрический автобус. Машины разрабатывалась в течение двух лет совместно с компаниями-партнерами RWE, Bosch и Varta.
Модель 750 HO-M10 E была представлена на новом испытательном треке завода в Мюнхене. Автобус должен был “внести положительный вклад внутри отрасли в борьбу с загрязнением воздуха и шумом на внутригородских дорогах”, говорится в пресс-релизе MAN. Из-за постоянно развивающейся “волны автомобилизации” даже тогда звучали призывы улучшить экологическую ситуацию в городах. “Чтобы получить собственный опыт и внести вклад в жизнь людей и окружающей среды, в начале 70-х годов компания MAN решила решить эту проблему”, – говорит Хеннинг Стиббе, руководитель исторического архива MAN Truck & Bus.
В январе 1971 года, через одиннадцать месяцев после презентации и после комплексных заводских испытаний, MAN передала прототип транспортной компании в Кобленце для годичной эксплуатации. Электробус, который обслуживал маршрут № 7, был способен перевозить 99 пассажиров и имел запас хода 50 км. Батареи размещались в прицепе и гарантировали время движения от двух до трех часов. Другой одноосный прицеп с батареями находился в депо для быстрой замены.
“В дополнение к тому, что электробус был постоянно готов к работе, тот факт, что использовались два прицепа с батареями, был выгоден, так как батареи можно было заряжать дешевой непиковой электроэнергией”, – говорит Стиббе. До июня 1971 года электробус MAN наездил в общей сложности около 6000 км без каких-либо значительных неисправностей.
Но не только в Кобленце использовались автобусы MAN с альтернативным приводом. В 1972 году во время Олимпийских игр в Мюнхене спортсменов возили между Олимпийским парком и Олимпийской деревней в двух автобусах на электротяге и восьми автобусах на природном газе. Все эти машины работали до 20 часов в сутки, выбрасывая в атмосферу минимум вредных веществ.
Два года спустя, 15 октября 1974 года, MAN передала уже новые электробусы с аккумуляторным питанием в город Менхенгладбах. Это были машины второго поколения SL-E, которые использовались там до 1979 года. Емкость аккумуляторных батарей в прицепах увеличили на 50%, что позволило увеличить довести запас хода до 80 км. Такие машины также использовались на маршрутах в Дюссельдорфе и Франкфурте-на-Майне. Все они отличались нулевой эмиссией и практически бесшумной работой.