X

Для улиц и дорог

Специализированные выставки
















Эти две выставки проходили в Киеве во второй половине
ноября на разных площадках и под разными названиями. Но многие их
экспонаты (дорожные катки, уборочные машины и др.) были настолько
схожи, что их вполне можно было бы поменять местами.

Дело в том, что выставки
были весьма близки по тематике. Так, «КоммунТех-2004» была посвящена технологиям
и оборудованию для коммунального хозяйства, а «АвтодорЭкспо-2004» – строительству
и эксплуатации автомобильных дорог.

Два малыша

Одной из сенсаций «КоммунТеха» стал китайский автобус
Shaolin («Шаолинь»). Машина на 12 – 19 мест для сидения и длиной 6,6 м
выпущена на государственном заводе под Шанхаем. До конца года фирма Ukraine
City Bus Center собиралась поставить еще 20 подобных автобусов, но уже
на 24 – 26 мест. А в 2006 году планируется запустить в Украине сборочный
завод. Автобус Shaolin будет альтернативой украинским и российским моделям
малого класса.

Еще одной сенсацией выставки стала новинка Киевского
тракторного завода ООО «Укравтозапчасть». В сентябре, наряду с популярным
МТЗ, предприятие наладило выпуск более легкой машины – тягового класса
0,6. Это универсальный трактор ВТЗ-2032А, собираемый из машинокомплектов
Владимирского тракторного завода (Россия). Он представляет собой модернизированную
модель Т-3069 – с улучшенными техникоэкономическими и потребительскими
свойствами. У трактора два ведущих моста, рулевое управление – с насосомдозатором
и гидроцилиндрами. Жесткая каркасная кабина защищает водителя при опрокидывании
машины. Предусмотрены вентиляция, обогреватель и обдув лобового стекла.
Двигатель – 2-цилиндровый «воздушник» Д120 (30 л. с.).

Интересно, что за машину ВТЗ-2032А Владимирский тракторный
завод был отмечен золотой медалью на выставке в Югославии и наградой всемирной
ярмарки «Российский фермер».

Верная комбинация

Известная корпорация «АИС» с февраля 2004 года расширила
спектр своей деятельности: кроме автомобилей, она теперь предлагает и
спецтехнику российского и украинского производства на базе этих машин.
И поставляет ее успешно, выигрывая десятки тендеров. На «КоммунТехе» она
показала 17-метровую автовышку АП-17А мелитопольского завода «Гидромаш»
на шасси ГАЗ-3307.

Еще один любопытный экспонат от «АИС» – дорожно-уборочная
машина МДК Смоленского агрегатного завода на шасси ЗИЛ-433362. Для нее
предусмотрены два съемных комплекта оборудования: для лета – поливочное
и щеточное, для зимы – пескоразбрасывающее и плужное (бульдозерный отвал).

Всеобщее внимание на «АвтодорЭкспо» привлекала новинка
– комбинированная дорожная машина «Гарай» на шасси КрАЗ-65101 (фото в
заголовке). Это совместный продукт итальянской фирмы Massenza (г. Фиденца)
и ОАО «Шляхіндустрія» (г. Жовква Львовской обл.). У машины две сменные
надстройки. Летняя – это гудронатор, который подогревает и распыляет по
дорожному покрытию битум, а также битумные эмульсии. Зимняя – песко-солеразбрасыватель
и снегоочистительный отвал. Обе надстройки имеют привод от автономного
дизеля Lombardini (2 цил., 26 л. с.). Компьютерное управление обеспечивает
наиболее экономичный расход распыляемых материалов.

Моторизованные «уборщицы»

Никто не скажет, что подметать улицы и дороги – работа
не пыльная. И здесь не обойтись без своеобразных пылесосов на колесах
– уборочных машин вакуумного типа. Украинское ОАО «Коммунмаш» показало
разработанную совместно с фирмой Schmidt модель SK 650 на шасси МАЗ-5337,
предоставленном компанией «Автек». Два бака системы увлажнения выполнены
из «нержавейки». Задний вмещает 1000 л воды, передний – 300 л. Пылесос
и щетки имеют привод от автономного дизеля Евро 2 мощностью 94 л. с.

На «КоммунТехе» состоялся украинский дебют автомобиля
КО-326 (на шасси МАЗ-5337), который выпускается на заводе «Коммаш» (г.
Мценск, Россия) с 2003 года. Для привода оборудования предусмотрен автономный
двигатель мощностью 110 л. с. Емкость водяного бака системы увлажнения
– 1200 л.

Одесская компания «Глобус-авто» представила подметальную
машину CityFant 60 немецко-швейцарского концерна Bucher-Schorling, опять-таки
на шасси МАЗ-5337. Кроме основной щетки, установлена дополнительная, боковая
– для чистки уличных желобов. Сзади машины расположен гофрированный шланг
для очистки водостоков и участков местности за ограждением. Емкость водяного
бака – 1500 л. Зимой на машину вместо пылесоса устанавливается пескосолеразбрасыватель.

Комплект навесного оборудования для уборки дорог и тротуаров
разработан на киевском заводе «Магистраль»: на тракторной базе монтируются
щетки и отвал. А для мойки дорожных ограждений, покоса трав и срезания
кустов предназначен еще один комплект – на тракторе МТЗ киевской сборки.
Киевское ЧП «Торсвік» показало уборочную машину на базе компактного трактора
ХТЗ-2511 с владимирским двигателем Д-120 мощностью 29 л. с., со щеткой
и бульдозерном отвалом.

Отходы – долой!

Киевский завод «Коммаш» представил три новых мусоровоза:
на шасси ГАЗ-3309, ЗИЛ-433362 и МАЗ-5337. Казалось бы, зачем такое обилие?
Дело в том, что для больших городов нужны более крупные машины, а для
маленьких населенных пунктов – мусоровозы поменьше.

Машины «Коммаша» отличаются и типом загрузки. Модель
на МАЗе – с задней загрузкой и может работать с большими, так называемыми
евроконтейнерами емкостью 1,1 м куб. Но здесь, кроме водителя, необходимы
еще два грузчика. Поэтому более экономичны машины с боковой загрузкой,
на ГАЗе и ЗИЛе. Там с контейнером справляется один водитель – с помощью
гидроманипулятора с универсальным захватом. К тому же машины с боковой
загрузкой – компактнее.

Российский «тезка» киевского предприятия – «Коммаш» (г.
Мценск Орловской обл.) – тоже показал мусоровоз. Эта машина КО-427-32
с задней загрузкой. Она выпускается с 1999 года и уже поставлялась в Украину.
Шасси – МАЗ-5337. Мусоровоз может работать с контейнерами емкостью от
0,4 до 1,2 м куб.

Так обстоят дела с машинами для твердых бытовых отходов.
Что касается отходов иных, то киевская компания «Будшляхмаш» продемонстрировала
популярную вакуумную машину для очистки выгребных ям – КО-503 на шасси
ГАЗ-3307. Емкость цистерны – 3,75 м куб. Глубина всасывания – до 5 м.

Для широкого фронта работ

ЗАО «Концерн «Укравтопром» привез на «АвтодорЭкспо» две
уже получившие признание машины. Первая – малогабаритный погрузчикуниверсал
Курганского машзавода, МКСМ-800 – а-ля популярный Bobсat («КА» № 3’2004).
Вторая – мощный фронтальный погрузчик из Беларуси – «Амкодор-342А» («КА»
№ 9′ 2004).

Харьковская компания «Кобальт» тоже предлагала фронтальный
погрузчик, но родом из Китая. Машина ZL30G выпущена машиностроительной
группой ССMG (China Construction Machine Group). Гидромеханическая трансмиссия
обеспечивает бесступенчатое переключение передач. Мосты – американской
фирмы Arvin Meritor. В качестве дополнительного оборудования предусмотрены
приспособления для захвата бревен, вилы для сена и боковой отвал.

После ремонта подземных коммуникаций возникает необходимость
в уплотнении грунта. Компания «Будшляхмаш» показала предназначенный для
этого самоходный вибрационный каток ДУ-107 российского завода «Раскат».
Масса этой компактной машины – 1,5 т, ширина уплотняемой полосы – 70 см.

Компания Wirtgen Ukraine представила более мощный грунтовой
виброкаток фирмы Hamm. Эта новейшая версия оснащается электронной системой
управления Hammtronic, предназначена для дорожного строительства и способна
работать на очень крутых склонах (до 70%). Машины получили отличный дизайн
и обеспечивают высокий уровень комфорта.

Компания Zeppelin Ukraine показала тяжелый каток Сaterpillar
для уплотнения асфальтовых покрытий – SB534D, весом 10450 кг. В нем применена
новейшая электронная система, которая может поддерживать определенное
количество вибрационных импульсов на заданную единицу длины (фут, ярд
или метр). Таким образом, уплотнение происходит равномерно – без недо-
и переуплотнений. Словом, на нашем рынке коммунальной и дорожной техники
выбор есть. Были бы деньги.

Леонид Гоголев
Фото автора