X

Автобусный завод Setra: У истоков бренда

Автобусная марка Setra – одна из самых распространенных и уважаемых в Европе. Недавно по любезному приглашению фирмы-производителя нам удалось побывать на заводе в немецком городе Ульм, где собирают машины под этим брендом.

Автобусная марка Setra – одна из самых распространенных и уважаемых в Европе. Недавно по любезному приглашению фирмы-производителя нам удалось побывать на заводе в немецком городе Ульм, где собирают машины под этим брендом.

Автобусная марка Setra – одна из самых распространенных и уважаемых в Европе. Недавно по любезному приглашению фирмы-производителя нам удалось побывать на заводе в немецком городе Ульм, где собирают машины под этим брендом.

Знакомство с продукцией Setra началось необычно. К нашему отелю подкатил автобус S11, выпущенный фирмой в… 1959 году. На нем мы и отправились на презентацию предприятия. И нужно сказать, что модель, которой уже почти полвека, отнюдь не производила впечатления дряхлого ветерана. Мотор урчал ровно и нешумно, машина шла мягко, а комфорт салона – просто отличный.

Готовую продукцию перевозят экологически чистые тягачи, работающие на природном газе.

НачалоВ 1893 году Карл Кассборер основал в Ульме компанию по производству конных экипажей. Нужно сказать, что его отец Джон Якоб строил отличные деревянные лодки, которые успешно плавали по Дунаю. Но сын решил уйти, говоря современным языком, в другой транспортный сегмент.

Setra ComfortClass 400 – комфортабельный автобус для междугородных и туристических перевозок.
Автобусы семейства Setra TopClass 400 в версии 2008 модельного года – с новым уровнем активной и пассивной безопасности.

Маленькая фирма Карла росла и развивалась. В 1907 году она начала строить кузова для автомобилей, а в 1911-м здесь изготовили первый автобус. Эта небольшая машина курсировала между Ульмом и расположенным неподалеку городом Виблиненом. На швейцарском 35-сильном шасси Saurer был смонтирован деревянный кузов на 24 пассажира, колеса на литых резиновых шинах – тоже деревянные. Интересно, что к задней стенке кузова крепился почтовый ящик, куда жители придорожных селений бросали письма для отправки.

Со временем фирма K ssbohrer начала изготавливать кузова для своих автобусов из металла. После Второй мировой войны в Европе стал бурно развиваться туризм. И это послужило стимулом для дальнейшего совершенствования автобусов как в области конструкции, так и дизайна. В то время в Старом Свете кузова автобусов монтировались на рамных шасси. Но в 1951 году фирма K ssbohrer произвела революцию, представив автобус с несущим каркасом кузова. В итоге машина вышла более легкой и прочной. Она получила красивое название Setra – от немецкого слова Seldsttragend – «самонесущий».

Самый первый автобус Setra, модель S8, продемонстрировал революционную для своего времени конструкцию: несущий каркас кузова (1951 г.). Дизель Henschel мощностью 95 л. с. располагался в корме.

Модель с индексом S8 быстро завоевала популярность, и вскоре фирма K ssbohrer вошла в тройку ведущих автобусостроителей Европы. Она сосредоточилась на выпуске высококлассных автобусов, которые в наибольшей степени отвечали требованиям европейских перевозчиков. Однако Европой дело не ограничилось – в середине 50-х компания вышла на рынок США. Началось успешное сотрудничество с крупнейшим американским перевозчиком – фирмой Сontinental Trail Wagon, достойным конкурентом знаменитой Greyhound. В результате на маршруты вышел 40-футовый автобус Eagle – сочетание технологии Setra и требований американского рынка.

Под знаменами «Даймлера»

В 1995 году Setra, наряду с автобусным отделением компании Mercedes-Benz, вошла в новообразованную группу EvoBus GmbH, входящую ныне в состав концерна Daimler AG. Стратегической целью этого альянса было ни много ни мало объединить все автобусостроительные предприятия Европы в единую систему – особо гибкую и эффективную.

Производственную сеть для начала составили немецкие заводы в Маннхайме и Ульме, а также французский – в г. Легни. В 1998-м к ним прибавился завод в г. Самано (Испания), а на следующий год – в Холишеве (Чехия).

«Горожанин» Setra MultiClass 400 – низкопольник с широкими двустворчатыми дверями.
Журналистов доставил на презентацию 43-местный ветеран – Setra S11 с дизелем в 150 л. с. (1959 г.).

Роли распределили так. Чешское предприятие поставляет кузовные детали в Маннхайм, где из них изготавливают кузова для автобусов обеих марок – Mercedes-Benz и Setra. А окончательная сборка машин происходит в двух местах. В Легни выпускают туристические автобусы Setra, а также городские и междугородние Mercedes-Benz. А завод в Ульме и городе-спутнике Новом Ульме производит автобусы всех типов. Что касается предприятия в Самано, то оно специализируется на производстве шасси для европейского и прочих рынков.

Особняком со своей производственной программой стоит компания Mercedes-Benz Turk AS. Ее завод расположен в г. Хошдер, недалеко от Стамбула – там выпускаются и городские, и междугородние и туристические машины.

В 2007 году все предприятия, входящие в орбиту Daimler Buses, реализовали во всем мире 39 тыс. единиц техники под брендами Mercedes-Benz, Setra и Orion – на 8% больше, чем в предыдущем году. Но это, так сказать, процент усредненный. Ибо прирост продаж шасси составил 9,5% (с 24300 до 26600 шт.), в то время как укомплектованных автобусов – только 4,0% (с 11900 до 12400 шт.).

На одной из сборочных линий завода Setra в г. Ульм.
Мягкость хода автобусов обеспечивается такой вот пневматической подвеской.
Сиденья подаются в автобус для монтажа… через проем лобового стекла.
А сам «лобовик» устанавливается в автобус вот так – бережно и не спеша.
Велосипед – любимый вид внутрицехового транспорта. Дешево и компактно.

Новое поколение

Сегодня производятся автобусы Setra 4-го поколения. По традиции, ему дали общее название S400 (три предыдущих обозначались, соответственно, S100, S200 и S300). Эти машины отличаются современным, легко узнаваемым фирменным дизайном. Оснащаются они «родными» дизельными двигателями Mercedes-Benz, которые отвечают экологическим нормам Евро 4 или Евро 5, причем в обоих случаях используется технология BlueTec – с аммиачным заменителем AdBlue.

Модельный ряд состоит из трех семейств: TopClass, ComfortClass и MultiClass. Эти названия в какой-то степени дают представления о машинах. Так, в семейство TopClass входят туристические лайнеры, обеспечивающие наивысший, топовый уровень комфорта – до 5 звезд включительно. Машины буквально напичканы самыми современными электронными системами. В большинстве своем это высокопалубники HD или сверхвысокопалубники HDH – с багажным отделением очень большой емкости (до 16 кубометров). Имеется и двухэтажный автобус повышенной вместимости (72 пассажира). Дебютировали TopClass 400 в 2001 году, и вскоре семейство завоевало престижный титул Coach of the Year'2002 («Туристический автобус 2002 года»). В нынешнем году пошли в производство обновленные машины с гораздо более высоким уровнем безопасности.

Автобусы семейства ComfortClass обеспечивают достаточно высокий уровень комфорта и предназначены для работы на международных и туристических маршрутах. Однако целый ряд оборудования, например, аудиосистема с СD-чейнджером, навигационная система, а на некоторых версиях также мини-кухня, туалет и холодильник могут устанавливаться только по заказу.

Семейство MultiClass 400 – это автобусы для нескольких типов перевозок (multi, как известно, обозначает «много») – экскурсионных, пригородных и городских. Это машины c низким или стандартным уровнем пола, с одной или двумя пассажирскими дверями. Сиденья – с улучшенной эргономикой, кроме того, в салоне может быть предусмотрено место для детской коляски.

Эти запчасти, пройдя непростой путь по спирали, отправятся за океан.
Новый логистический центр – это целый город запчастей, со своими «домами»-стеллажами и транспортом.
Поиск запчастей и отправка их клиенту происходит под неусыпным контролем управляющей компьютерной системы.

Инвестиции в будущее

В феврале этого года после 17 месяцев строительства встал в строй новый логистический центр запчастей в Новом Ульме. Именно отсюда детали для автобусов Setra и Mercedes-Benz поступают на сервисные станции во всем мире. Логистический центр занимает площадь 30 тыс. м кв. и содержит запчасти более 100 тыс. наименований.

Отличительная черта центра – наличие новой складской компьютерной системы, которая контролирует все рабочие операции в реальном масштабе времени. Она обеспечивает наилучший доступ к запчастям и оптимальную эффективность для сервисного партнера, который может запросить любую деталь в любое время.

В сооружение логистического центра в 2006–2007 гг. вложено около 70 млн. евро. Холджер Саффер, директор по продажам Группы EvoBus, уверен, что это инвестиции в будущее. Прошлой осенью Setra открыла в Новом Ульме центр по обслуживанию клиентов – Setra Customer Centre.

Новый комплекс зданий площадью 3800 м кв. включает 10 боксов, где теперь могут обслуживаться до 18 автобусов любого типа. Имеются также комнаты для переговоров, кафе и постоянно действующая выставка машин. Просторный холл, вмещающий до 2500 гостей, позволяет устраивать различные массовые мероприятия, в том числе и для прессы. Сооружение здания обошлось в 10 млн. евро – и, несомненно, это еще одна эффективная инвестиция в будущее.

Виртуальное путешествие

С начала нынешнего года в фирменном дизайн-центре функционирует уникальная система под названием Setra 3D Bus and Coach Designer. Она способна с помощью компьютерных технологий создавать виртуальные изображения городских и туристических автобусов в трех измерениях. Это касается как внешнего вида машины, так и его интерьера – в распоряжении дизайнеров 8 млн. графических элементов. Благодаря этой системе клиент может с помощью специалистов дизайн-центра выбрать для своего автобуса окраску кузова, зеркала, колесные диски, цвет и фактуру обивки сидений, багажные полки, оформление боковых панелей и многое другое.

Киев – Ульм – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит ОАО «АвтоКапитал» за помощь в организации поездки