X

Все еще впереди!

В этом году исполнилось пять лет известному запорожскому автомотоклубу «Фаэтон», объединяющему любителей «ретро». К юбилею энтузиасты открыли автомобильный музей – единственный в своем роде.

В этом году исполнилось пять лет известному запорожскому автомотоклубу «Фаэтон», объединяющему любителей «ретро». К юбилею энтузиасты открыли автомобильный музей – единственный в своем роде.

В этом году исполнилось пять лет известному запорожскому автомотоклубу «Фаэтон», объединяющему любителей «ретро». К юбилею энтузиасты открыли автомобильный музей – единственный в своем роде.

Нужно сказать, что в Запорожье клуб любителей антикварных автомобилей в свое время уже был. Назывался он по-другому – «Клаксон», и в начале бурных 90-х благополучно распался. И только в 2003 оду в городе организовали новый клуб, причем с новым подходом к теме – военно-историческим. Костяком коллектива стали бывшие офицеры, знающие толк в армейской автотехнике.

Основатель музея клуба «Фаэтон» Дмитрий Позняк (справа) и член клуба Вячеслав Зайцев обсуждают оформление экспозиции.

Хобби в хобби

Сразу отметим, что военной темой круг интересов клуба отнюдь не ограничивается. В музее «Фаэтона» есть полный «джентльменский набор» гражданской советской автотехники послевоенного периода. Это великолепно отреставрированные легковушки – «Москвичи», «Победа», «двадцать первая «Волга» и «ЗИМ». А кроме того, грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-63 и находящаяся на реставрации ЗИЛ-150 и МАЗ-200. Конечно, есть и парочка «горбатых»: ну как же в Запорожье, да без них!

Реактивная установка БМ-13 на шасси ЗИС-6. В отличие от машины петербургского музея, радиатор не сдвоенный, а одинарный, но более мощный. Кабина – без скоса крыши сзади.

В годы Великой Отечественной в связи с дефицитом пластмассы рулевое колесо трехтонки ЗИС-5 одно время делали из дерева.

Пульт управления огнем БМ-13. Вращая рукоятку по часовой стрелке, командир последовательно активизировал электрозапалы 16-ти ракет.

И все-таки главным предметом внимания остаются автомобили военные – это у членов клуба своего рода «хобби в хобби». Основатель музея, член клуба «Фаэтон» Дмитрий Позняк – человек по-настоящему увлеченный. В прошлом военный автомобилист, а ныне успешный бизнесмен, он много делает для того, чтобы клуб стал центром военно-патриотического воспитания, чтобы подвиг народа в Великой Отечественной не был забыт.

«Первыми машинами клуба, – рассказывает Дмитрий Юрьевич, – были армейские джипы Willys MB и ГАЗ-67Б. Они и сегодня украшение экспозиции. Позже к ним прибавились грузовики фронтовых дорог – полуторка ГАЗ-АА, трехтонки ЗИС-5 и «Урал-ЗИС-5», а также две машины Dodge 3/4. Есть у нас даже граненый броневичок БА-64 и другие редкости».

Раритеты

О «других редкостях» расскажем особо. Гордостью клуба является легендарная «Катюша» – реактивная установка БМ-13. Большинство подобных машин выпускали на базе грузовиков Studebaker US6. Однако в музее представлена куда более редкая, ранняя версия – на трехосном шасси ЗИС-6. Таких установок сохранилось всего две: одна находится в Музее артиллерии в Санкт-Петербурге, а другая – в клубе «Фаэтон». Во всех же остальных экспозициях это лишь «новоделы», донором для которых послужил обычный двухосный ЗИС-5.

Легендарная полуторка ГАЗ-АА (1935 г. в.). Щиток приборов прост: вверху – поплавковый указатель топлива, внизу – ленточный спидометр, слева – замок зажигания, справа – амперметр.

«Представленная у нас «Катюша», – рассказывает Юрий Позняк, – долгое время стояла как памятник в одном из сел Херсонской области. В 80-е гг. ее сняли с пьедестала, подремонтировали, и она участвовала в различных военных праздниках, катала школьников. После распада Союза о патриотическом воспитании молодежи как-то забыли, и машина потихоньку врастала в землю на задворках одного из автохозяйств. Мы нашли установку в ужасном состоянии, буквально накануне отправки в металлолом, и выкупили ее… за 10 колес к КАМАЗу. А затем нам пришлось немало потрудиться, чтобы довести машину до ума. Но игра стоила свеч!».

Есть в музее и единственный в Украине, а может, и во всем СНГ 2,5-тонный армейский грузовик GMC-ССKW-353 (6х6). В годы войны он был самым распространенным военным автомобилем в мире. В 1940–1945 гг. выпустили, если считать и короткобазную версию CСKW-352, ни много ни мало 653 тыс. машин.

Однако в СССР этих автомобилей было поставлено сравнительно немного – 6,7 тыс. Дело в том, что по ленд-лизу к нам гнали в основном его «одноклассников» – грузовики Studebaker US6. Благо те имели двигатель с меньшей степенью сжатия и потому лучше работали на нашем низкосортном бензине. Их ввезли 152 тыс. штук, но и они сегодня у нас уже редкость… А представленный в музее GMC-ССKW-353 удалось раздобыть лишь в Англии. Машину доставили контейнером в Польшу, а затем она своим ходом прибыла в Запорожье – в аккурат к празднику 9 Мая, где и приняла участие в параде.

Знаменитый ветеран Второй мировой, стандартный 2,5-тонный грузовик американской армии – GMC-ССKW-353 по прозвищу «Джимми».

Американская канистра на GMC отличается от нашей крышкой горловины.

Еще один раритет в музее «Фаэтона» – пожарная автоцистерна на шасси ГАЗ-51. Грабовский завод противопожарного оборудования начал выпускать подобные автомобили – ПМГ-6 еще в 1950 году (ПМ – «пожарная машина», а Г – «ГАЗ», т. е. производитель шасси).

В 1959 году появилась более совершенная модель – ПМГ-36. А на следующий год в СССР ввели новую систему обозначения пожарных автомобилей. И машину переименовали в АЦ-20(51)36. Это расшифровывалось так: автоцистерна с насосом производительностью 20 л в секунду, на шасси ГАЗ-51, модель 36. Через пару лет производство этих автомобилей перевели на Варгашинский завод в Курганской обл., где они выпускались до 1967 года. В 2007 году члены клуба отреставрировали одну из таких машин, и сегодня это гордость музея.

Dodge 3/4 – «носитель оружия» (Weapons Carrier – сокр. WC). Таких машин было ввезено в СССР 19,6 тыс. штук. Версия без лебедки называлась WC51, а с лебедкой – WC52 (на фото).

Мотоциклы М-72 в годы войны выпускались на ряде заводов, в том числе в уральском городе Ирбит. Всего в 1941–1945 гг. изготовлено 15 тыс. ед. На коляске нередко устанавливали 7,62-мм пулемет ДП.

Живое дело

В отличие от экспонатов некоторых других музеев, машины клуба «Фаэтон» всегда на ходу и время от времени покидают свою стоянку. Они, в частности, участвовали в выставках ретротехники – на киевском «Автофоруме», «Столичном Автошоу», «Дне АвтоКрАЗа» в Кременчуге, а также в парадах в Запорожье по случаю Дня Победы.

Отметим их роль и в исторических реставрациях памятных событий Великой Отечественной. На эти масштабные шоу съезжаются энтузиасты со всей Украины, одеваются в форму противоборствующих армий, роют окопы, ходят в атаки… Картину боев прекрасно дополняют машины клуба «Фаэтон», в том числе с орудиями на буксире, которые также имеются в музее. Все это снимает телевидение, на основе чего создаются документальные фильмы.

Водяной насос расположен в задней части кузова.

Пожарная автоцистерна АЦ-20 (51), 36. В отличие от предшественницы, ПМГ-6, крышки боковых отсеков не распахиваются, а поднимаются вверх, а углы дверных окон скруглены.

Дружит «Фаэтон» и с художественным кино. Многие машины клуба – актеры со стажем. Они снимались в известной ленте Одесской киностудии «Сильнее огня», в популярном телесериале «Разведчики» и других фильмах.

Сегодня в музее насчитывается 23 единицы полностью отреставрированной автомототехники. Но на подходе еще добрый десяток раритетов, которые находятся в реставрации или ждут своего часа. Кроме того, несколько уникальных машин в скором времени будет приобретено за рубежом.

Экспонатам становится тесно, и недалеко от нынешнего музея уже началось строительство нового здания. Там найдется достаточно места и для автомобилей, и для библиотеки – а книг в музее скопилось немало, и для собрания различной автомобильной, а также военной атрибутики. Музей молод – и у него еще все впереди!

Леонид Гоголев
Фото автора