УАЗ: Покупаем «буханку»

Грузовики УАЗ


УАЗ
Грузовики УАЗ. Грузовики УАЗ. Cанитарные «буханки», предназначенные в основном для сельской местности, нередко встречаются и в городе.
«Уазики» до 1965–66 гг. выпускались с иной решеткой радиатора.
Грузовики УАЗ. Машины с деревянными платфориами выпускаются до сих пор.
Грузовики УАЗ. Рабочее место водителя вполне можно назвать спартанским.
Грузовики УАЗ. При усыхании деревянного борта крышка ящика для инструментов часто открывается.
Грузовики УАЗ. Помимо основного бензобака на 56 л (см. фото), на машины 4х4 устанавливался еще один, на 30 л.
Грузовики УАЗ. Задние рессоры не любят перегрузок.
Грузовики УАЗ. Таким флажком на ступицах переднего моста подсоединялись или отсоединялись полуоси.
Грузовики УАЗ. При большой нагрузке в заднем мосту лопается крепление первичного вала.
Грузовики УАЗ. Мотор реально расходует от 10 до 25 л бензина на 100 км.

Легкие ульяновские грузовики в народе прозвали «буханками»
– за их характерную, округлую форму кабины и за то, что они часто
использовались для перевозки хлебо-булочных изделий. Что же можно
сказать тем, кто собирается покупать такую подержанную машину?

История этих автомобилей
восходит к 1956-57 гг., когда проводились испытания опытных образцов.
А осенью 1958 г. на Ульяновском автозаводе начали серийный выпуск легкого
грузовика УАЗ-450. Машина была примечательна во многих отношениях. Во-первых,
она стала первым советским грузовиком с кабиной, установленной над двигателем.
Во-вторых, это был первый в стране серийный развозной автомобиль малой
грузоподъемности (0,8 т). И, наконец, УАЗ-450 разработали специально для
эксплуатации на плохих дорогах: машина была полноприводной и предназначалась
в первую очередь для использования в сельской местности.

В конструкции грузовичка широко использовались компоненты джипа ГАЗ-69:
двигатель и 3-ступенчатая КПП (ведущие родословную еще от «Победы»), раздаточная
коробка, мосты, подвеска и рама. В декабре 1961 г. параллельно с полноприводной
версией начался выпуск автомобилей семейства 451 – с колесной формулой
4х2.

В 1965-1966 гг. автомобили претерпели модернизацию. Они получили новый
верхнеклапанный двигатель УАЗ-469 (вариант мотора «Волги» М-21В). Рабочий
объем его составлял 2,5 л, а мощность 70 л.с., впоследствии – 80 л.с.
Коробка передач стала 4-ступенчатой, шасси было усилено. Внешне машина
отличалась решеткой радиатора. Полноприводные автомобили получили индекс
УАЗ-462, а неполноприводные – УАЗ-461 М.

Следующая модернизация была проведена лишь в 1985-1989 гг. Мощность
двигателя возросла до 90 л.с., на автомобили стали устанавливать двухконтурный
привод тормозов с вакуумным усилителем и более прочные ведущие мосты с
другим передаточным числом. От выпуска неполноприводных моделей отказались.
Эти модернизированные машины получили новые четырехзначные индексы: бортовой
грузовик – УАЗ-3303, интегрированный цельнометаллический фургон – УАЗ-3741,
микроавтобус – УАЗ-2206 и санитарная машина – УАЗ-3962. Они, наряду с
более совершенными модификациями, находятся на производстве и сегодня.

Кабина

Кабина «уазика» отличается от обычного грузовика своими размерами – она
попросту тесновата.

Обогреватель (он же «печка») работает очень слабо. Потому тепло, исходящее
от горячего мотора в зимнее время, – хорошее дополнение.

Лобовое стекло – гнутое, с достаточно большой обзорностью.

Рулевая колонка неподвижна и никаких регулировок не предусмотрено. Правда,
народные умельцы умудряются устанавливать рулевую колонку от ГАЗ-66, которая
может регулироваться.

Сиденья водителя и пассажира нельзя назвать удобными – скорее всего это
просто места для того, чтобы не стоять.

Щиток приборов предельно прост. В ночное время можно использовать регулируемую
подсветку приборов с зеленоватым светом.

Двери в кабине выполнены намного аккуратнее, чем на ульяновском джипе.
Несмотря на наружное расположение петель, они ложатся точно по проему
кабины, и в процессе эксплуатации машины только изредка нужно регулировать
положение ригеля.

Рулевое и тормоза

Рулевое управление – без «помощника»-гидроусилителя. Поэтому в инструкции
к автомобилю сказано, что вращать руль, когда машина находится без движения,
не рекомендуется – это приводит к преждевременному выходу из строя деталей
рулевого управления ввиду высоких нагрузок.

Особенность конструкции передней подвески автомобиля такова, что регулируется
только угол схождения колес. Угол развала колес не корректируется.

Рулевые тяги на автомобилях первых выпусков не имели пыльников, поэтому
водителям приходилось самостоятельно, после проезда по лужам, смазывать
шарниры. Для этого в шоферский набор инструментов дополнительно входил
специальный шприц-масленка с солидолом. На автомобилях более поздних годов
выпуска уже присутствовали пыльники, ибо, как показала практика, ресурса
шарниров рулевых тяг хватало максимум на 10 тыс. км. Шарниры с пыльниками
служили как минимум в два раза дольше. Да и к тому же, некоторые машины
комплектовались подтягивающимися шарнирами.

Управлять автомобилем нетрудно, если у водителя хорошие физические данные
– и переключение передач, и вращение руля (особенно при активном маневрировании)
требуют определенных усилий.

На машинах выпуска до 1980 года устанавливали усилители тормозов гидровакуумного
типа, а после – вакуумного. Однако эти вакуумные усилители требуют частых
регулировок, поскольку из-за появления люфтов на толкателе торможение
наступает при слишком «глубоком» надавливании на педаль.

Двигатель

Двигатель, как уже упоминалось, представляет собой не что иное как вариант
хорошо знакомого многим двигателя ГАЗ-21. Использование более мощного
мотора ГАЗ-24, как это делают некоторые умельцы, приводит к быстрому выходу
из строя деталей трансмиссии – раздаточной коробки, главной пары редукторов.
Хотя по размерам и креплению эти моторы полностью идентичны.

Ресурс двигателя УАЗа невелик – примерно 130 – 150 тыс. км. После этого
ему нужен капитальный ремонт.

Часто причиной преждевременного выхода мотора из строя является детонация
– явление, связанное с применением некачественного топлива. Несмотря на
то, что двигатель низкофорсированный, это явление имеет место.

Конструкция водяного насоса («помпы») такова, что он служит очень долго,
практически до тех пор, пока полностью не рассыпаются подшипники. Сальник
выполнен из текстолита в виде прокладки, и если он начинает давать течь,
можно эту текстолитовую прокладку просто перевернуть другой стороной,
и она будет продолжать исправно служить.

Трансмиссия и подвеска

Передний мост подключается принудительно и жестко, без дифференциала.
Притом конструкторы несколько намудрили. Чтобы подключить передний мост,
следовало не только перевести в соответствующее положение рычаг раздаточной
коробки передач, но и ввести в зацепление полуоси со ступицами. Для этого
нужно было специальным шестигранником большого диаметра закручивать гайки
ступиц на переднем мосту. Зато при отключенном переднем мосту вращались
только колеса, а полуоси и карданный вал оставались неподвижными. Это
снижало сопротивление качению, а значит, уменьшался и расход топлива.

Такая конструкция требовала больших усилий, а главное – времени. Поэтому
на последующих выпусках машин стала применяться специальная муфта Эльма
– быстродействующий аналог. Только теперь для зацепления полуосей достаточно
было повернуть флажок.

И передний и задний мосты – неразрезные. Подвеска выполнена на листовых
рессорах, с амортизаторами на всех колесах. Особых хлопот она не доставляет.

Топливо и резина

Показатели расхода топлива могут отличаться более чем в два раза. Например,
при движении за городом, при постоянной скорости около 60 км/ч с одним
включенным мостом, расход может удерживаться в пределах 10 л на 100 км.
В условиях же городского цикла он увеличивается до 18 л, а при движении
по бездорожью – до 25 л.

Хочется сказать несколько слов и о резине. На заводе автомобиль комплектуется
шинами повышенной проходимости, с характерным «шашечным» рисунком протектора.
Если машина эксплуатируется на не очень сложных дорогах, то такую резину
можно заменить на дорожную – она намного легче и не шумит.

В целом автомобиль надежен, в обслуживании неприхотлив, но, как и любой
другой, требует к себе внимания.

 МНЕНИЕ  

Жук
Петр Николаевич
Водительский стаж 46 лет, на грузовиках УАЗ работает
23 года.

УАЗ-452 Д, на котором я сейчас работаю, служит у меня
уже 17 лет. За это время наездил на нем более 400 тыс.
км.

Машина в целом надежная, прочная, отличается неплохой
проходимостью. Грузоподъемность ее, согласно заводской
инструкции, составляет 800 кг, но если нужно, то она
может перевозить и тонну, что мне нередко приходилось
делать. С запчастями особых проблем никогда не возникало:
многие унифицированы с машинами ГАЗ и УАЗ других моделей.

Из недостатков машины в первую очередь назвал бы не
вполне надежный задний мост. Кроме того, в кабине летом
работать жарко, поскольку поступает тепло от размещенного
там двигателя. А зимой, наоборот, – холодно, потому
что отопитель слабый. Особенно мерзнут ноги.

Двигатель бензиновый и достаточно прожорливый: расход
топлива порой доходит до 19 л на 100 км. За годы эксплуатации
кабина уже не раз перекрашивалась и даже переваривалась,
но все равно то тут, то там возникают очаги коррозии.

Неудачна конструкция ящика для инструментов, расположенного
в задней части платформы. Металлическая защелка ее крышки
держится за деревянный борт, и при его усыхании крышка
часто открывается.

Тем, кто собирается купить подержанный УАЗ, я бы советовал
выбирать машину не старше 5 лет. И проблем с ней будет
меньше, и прослужит она дольше.

 МНЕНИЕ  

Пиндюра
Николай Иванович
Водительский стаж 34 года, на УАЗ-452 Д ездит 4
года

Моя «буханка» 1984 года выпуска, и до того как я ее
купил, она работала в одном АТП и развозила мебель.
Эксплуатирую автомобиль в основном в сельской местности.
Здесь по-настоящему проявляются все качества этого вездехода.
Достаточно подключить передний мост – и глубокий снег,
раскисший чернозем, немаленький брод – все по плечу
ульяновскому грузовичку. При этом машина везет спокойно
800 – 1000 кг груза. Однако будущим владельцам подержанных
«уазиков» порекомендую не сильно перегружать машину,
так как задние рессоры все-таки слабоваты: толщина листов
такая же, как на моем «Москвиче-412».

Ахиллесова пята – задний мост. При большой нагрузке
в нем лопается внутреннее крепление первичного вала
(хвостовика). Поэтому неудивительно, что задний мост
некоторые умельцы ставят от «Волги» ГАЗ-21. Совет здесь
один: точней работать коробкой передач, а на местности
по возможности переходить на пониженный ряд.

Летом в машине, конечно, жарковато – мотор-то между
сиденьями, а вот зимой не помешал бы более мощный отопитель.
В кабине ощущается запах бензина, вентиляция недостаточно
эффективна.

А вообще я машиной доволен. Неприхотливая, дешевая
в ремонте и обслуживании. В сельской местности с одним
ведущим мостом, расходует всего 14 л бензина А-76, а
при включении второго – 16 л.

 Цены
на новые запчасти, грн
Карбюратор
80 – 150
Рулевая тяга30
Передн. торм. колодки16 – 40
Задн. торм. колодки16 – 40
Помпа90
ШРУС120
Сайлент-блоки (компл.)20
Стартер250
Генератор150
Радиатор450
Амортизатор
передний20 – 25
задний20 – 25
Подшипник передней ступицы (компл.)70

 УАЗ-452/452
Д
УАЗ-3741/3303
Общие данные
Типфургонборт. грузовик
Колесная база, мм2300
Длина, мм4360/44604440/4460
Ширина, мм1940/20441940/1965
Высота,мм2070/20702040/2100
Погрузочная высота, мм700/1010
Радиус поворота, м6,8
Грузоподъемн., кг750/800850/925
Полн. масса, кг2670/26202720/2650
Бак, л56 или 56+30
Двигатель
Типбенз.
Расп. к-во цил./кл. на цилR4/2
Рабочий объем, см куб.2445
Мощн., л.с./об.мин75/400092/4000
Макс. кр. момент, Нм/об.мин.
168/2000-2500159/2200
Трансмиссия
Тип приводаполный
КППмех., 4-ст.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн. бараб./бараб.
Подвеска передн./задзавис., рессорн./завис., рессорн.
Шины8,40-15
Эксплуатационные показатели
Максим. скорость, км/ч95-100110
Контрольный расход, л/100 км
1314,5
Стоимость 1500-2500 у.е.

Дмитрий Пятак
Фото Юрия Гоголева

Редакция благодарит АТП-13062 за помощь в подготовке материала