X

Тяжело в учении…

В Киеве с 31 июля по 4 августа на базе АТП «Атлант» при поддержке «Даймлер АГ» опытные немецкие и украинские инструкторы проводили международный тест-драйв грузовиков Mercedes-Benz и обучение водителей.

В Киеве с 31 июля по 4 августа на базе АТП «Атлант» при поддержке «Даймлер АГ» опытные немецкие и украинские инструкторы проводили международный тест-драйв грузовиков Mercedes-Benz и обучение водителей.

В Киеве с 31 июля по 4 августа на базе АТП «Атлант» при поддержке «Даймлер АГ» опытные немецкие и украинские инструкторы проводили международный тест-драйв грузовиков Mercedes-Benz и обучение водителей.

Mercedes-Benz Truck Driver Training 2010 – это разработанная немецкими специалистами программа обучения и повышения навыков экономного вождения для водителей коммерческой техники. Мероприятие проходит в странах Центральной и Восточной Европы, и Украина стала второй, куда привезли специально подготовленные тестовые автомобили.

Программа мероприятия была рассчитана на пять дней и включала в себя как теоретическую часть, так и тренировочные поездки в реальных дорожных условиях.

Люди и машины

В этих «курсах повышения квалификации» участвовала большая группа водителей-дальнобойщиков из ряда крупных АТП Украины, а также представители журнала «Коммерческие автомобили».

В качестве тестовых использовались два седельных тягача Mercedes-Benz Actros MP3. На них были установлены 12,0-литровые турбодизели V6 (Евро 5) с системой очистки выхлопных газов SCR-AdBlue. На одной машине, модели 1841LS, двигатель развивал 410 л. с., на другой – 1846LS – мощность составляла 460 л. с. Обе были оборудованы специальными системами замера расхода топлива. А в кабинах Megaspace – cамых просторных в гамме – были обустроены, с учетом требований безопасности, по семь посадочных мест – для инструктора и обучаемых.

Самосвальные полуприцепы любезно предоставил дилер известной польской фирмы Mega. Их загрузили песком так, что полная масса каждого автопоезда достигла «евростандарта» 40 тонн.

Особо отметим, что в настоящее время на грузовики Actros MP3 механическая коробка передач устанавливается только… в качестве опции. А в стандартное оснащение входит автоматизированная КП PowerShift 2. Она имеет четыре режима работы: «Экономный» – для трассы, «Мощностной» – для трудных условий, «Раскачивания» – для выезда из колеи, и «Маневрирование» – для парковки.

Обучение проводил тренер из Германии – герр Йоханесс Балдиг. Рассказывал наглядно, убедительно и… с долей юмора.

На откидном подлокотнике – удобный в управлении джойстик автоматизированной КП PowerShift 2.

Советы по экономичной езде. При съезде с горки на ретардере стрелку тахометра можно держать и в желтой зоне: мотор качает только воздух. Каждый набор скорости автопоезда в 40 т требует 0,3-0,5 л топлива (на фото справа) – это следует делать как можно реже.

Экономим топливо

Практическая часть тренинга началась с того, что каждому участнику предложили проехать по длинному маршруту, включающему разные типы дорог. При этом беспристрастная электроника замеряла такие параметры как расход топлива, время нахождения в пути, среднюю скорость и количество переключений передач. После этого была проведена обстоятельная лекция о методах экономии топлива на грузовиках Mercedes-Benz. Отметим, что это не был всего лишь набор полезных советов. Каждая рекомендация тщательно обосновывалась, каждая истина доказывалась с математической точностью. При этом широко использовались слайды, графики и флипчарт – учебная доска на треноге, с огромным блокнотом.

После лекции нам предложили снова проехать по прежнему маршруту. И о чудо! Подкованные теоретически, почти все водители показали лучшие результаты. Расход топлива сократился в среднем на 3–5 литров на 100 км пути. Увеличилась средняя скорость и, соответственно, уменьшилось время в пути. Снизилось и число переключений автоматической коробки, а это, в принципе, меньший ее износ. Воистину, знание – сила!

И еще одно: расход топлива в целом, несмотря на сложный маршрут, оказался меньше, чем можно было ожидать. Мы убедились в том, что PowerShift 2 безошибочно выбирает самую правильную передачу, а значит и самую экономичную.

Безопасность

Согласно статистике, причиной 84% аварий является человеческий фактор: водитель или задремал, или отвлекся, или неправильно оценил обстановку. Вот почему одна из задач создателей автомобилей – максимально облегчить его труд.

Нужно сказать, что устроители тренинга подобрали для нас нелегкий маршрут. Большая часть его приходилась на узкие дороги местного значения, которые изобиловали крутыми подъемами и спусками (до 8%), резкими и притом закрытыми поворотами, а в нескольких местах – и вовсе ремонтируемыми. Добавим, что движение на них было весьма интенсивным.

В этих условиях «автомат» PowerShift 2 здорово выручал, так как позволял полностью сосредоточиться на сложной окружающей обстановке. Это отмечали все без исключения участники теста, даже бывалые асы, поднаторевшие в работе с 16-ступенчатой механической КП, ее диапазонами и половинками. А молодежь вообще была в восторге. Без сомнения, ездить на «автомате» легче и, что важно, безопаснее.

В конструкции PowerShift 2 предусмотрено переключение и в ручном режиме. Естественно, его мы опробовали тоже. Но здесь выявился один нюанс. Оказывается, при обратном переходе на «автомат» электронике нужно «собраться с мыслями» в течение минуты – и передачи в это время автоматически не переключаются. Данный момент нужно учитывать, особенно при движении на подъемах. А вообще, рекомендации инструктора были однозначными: переходить на ручное управление есть смысл только в редких, особых случаях. Иначе зачем же тогда автоматическая коробка передач?

Подводя итог, можно утверждать, что тренинг Mercedes-Benz Truck Driver Training был необычайно полезным и интересным. Правда, тест-драйв был напряженным и мы все порядком подустали. Но, как говорил полководец Суворов, «Тяжело в учении – легко в бою!».

Леонид Гоголев 
Фото автора