Jumper/Boxer/Ducato
В 1994 году французский концерн PSA совместно с Fiat начал на заводе SEVEL в Северной Италии производство второго поколения легких коммерческих автомобилей. Как и их предшественники (1982 – 95 г. в.), эти машины продавались под брендами Citroёn, Peugeot и Fiat. |
приводом, имели полукапотную компоновку, поперечно расположенный двигатель
и несущий кузов с небольшой погрузочной высотой (540 – 555 мм). Полная
масса составляла 2,7 – 3,5 т, грузоподъемность – от 0,8 до 1,8 т. Модели
Citroёn Jumper, Peugeot Boxer и Fiat Ducato оказались настолько удачными,
что, пережив в 2002 году модернизацию, производятся и по сей день.
Снаружи и внутри
Автомобили выпускались, прежде всего, с цельнометаллическими кузовами:
фургон, комби и микроавтобус – с низкой, средней или высокой крышей. Полезный
объем фургонов – 7,5 – 14 м куб. Реже встречаются бортовые модификации
– с одинарной или двойной кабиной. Колесная база может быть трех размеров:
2,85, 3,2 или 3,7 м.
Цельнометаллический кузов обладает повышенной прочностью, что порой
даже провоцирует некоторых перевозчиков перегружать машину в полтора,
а то и в два раза. Последствия – трещины на силовых элементах, подклинивающие
дверцы и поврежденные стаканы передней подвески – проявляются не сразу,
а в основном после больших пробегов. Заслуживает похвал антикоррозийная
защита кузова. Как правило, первые следы «рыжей болезни» появляются на
кромках задних и боковых сдвижных дверей, а также в районе передних колесных
арок.
При посадке несколько раздражает тяжелая водительская дверь, открывающаяся
на 90 градусов. Чтобы ее закрыть, приходится вставать с сиденья и тянуться
к ручке. Кстати, даже при отодвинутом на максимальное расстояние кресле,
водителю ростом более 185 см будет тесно в ногах. Слишком мелкие педали
сильно смещены вправо, а рулевая колонка не регулируется. Но есть и кое-что
приятное – в виде удобного «джойстика» переключения передач, установленного
на приборной панели. Это удачное решение имеет только один недостаток:
достаточно быстро разбалтывается тросовой привод коробки передач.
На большинстве фургонов нет перегородки между кабиной и грузовым отсеком.
Обычно ее роль выполняет узкая защитная решетка, в которую упирается водительское
сиденье. При этом пассажирский «диван», рассчитанный на двоих, часто имеет
откидную спинку, что облегчает перевозку длинномерных грузов. Поскольку
из-за отсутствия перегородки приходится обогревать значительный объем,
возникает необходимость в дополнительной печке – штатная для наших морозов
слабовата.
Двигатели и трансмиссия
У каждого из участников совместного предприятия двигатели были свои.
Исключением является 2,0-литровый бензиновый мотор с электронным впрыском
топлива (100 – 110 л. с.).
Что касается дизелей, то машины PSA комплектовались, во-первых, предкамерным
двигателем (1905 см куб.), который без наддува развивал 69 л. с., а с
турбиной – 92 л. с. Во-вторых, на них ставился предкамерный дизель (2446
см куб.) на 86 л. с. в атмосферном исполнении и 103 л. с. – в наддувном.
Была и модификация с непосредственным впрыском и турбиной, которая выдавала
уже 107 л. с.
Fiat использовал предкамерные дизели (1929 см куб.) в 69 л. с. в атмосферном
варианте и 80 л. с. – с турбонаддувом. Кроме того, на Ducato устанавливались
два мотора SOFIM (2499 см куб.), аналогичные по конструкции тем, что были
на IVECO Daily. Он развивал 85 л. с., а с непосредственным впрыском и
турбокомпрессором – 116 л. с.
С 1998 года для всех машин SEVEL выпускаются дизели (2,8 л) с непосредственным
впрыском. Они развивают 100 л. с., а с турбиной и промежуточным охладителем
– 122 л. с. Последний с октября 2000 года был заменен турбодизелем SОFIM
2,8HDi (для Fiat – 2,8JTD) с cистемой Common Rail (128 л. с.). Преимущество
этого мотора – уменьшенный на 5% расход топлива. К сожалению, это достигнуто
за счет усложнения конструкции топливной аппаратуры, которая слишком чувствительна
к качеству нашей солярки.
Из недостатков дизелей стоит отметить их чувствительность к перегреву,
что чревато не только короблением головки и порчей прокладки, но даже
повреждением перегородок в блоке цилиндров. Все без исключения силовые
установки требуют использования только качественного масла. Особенно это
касается турбированных версий. Попытка сэкономить в лучшем случае приводит
к уменьшению моторесурса в 2-3 раза.
Все двигатели имеют верхний распредвал с ременным приводом, который нужно
менять каждые 60 тыс. км.
Ручная пятиступенчатая коробка никаких проблем не вызывает, если не считать
быстрого износа шестерен пятой передачи. Кроме того, некоторые водители
жалуются на слабые полуоси.
Ходовая
Передняя подвеска – независимая: псевдо-McPherson: нижние треугольные
рычаги и винтовые пружины. Сзади расположена обыкновенная трубчатая балка:
на однолистовых рессорах для легких версий и на двухлистовых – для тяжелых.
Рулевое управление традиционное для переднего привода – реечное с гидроусилителем.
Тормоза – дисковые спереди (иногда вентилируемые) и барабанные сзади –
оснащены вакуумным усилителем. АBS ставилась только по заказу.
Ходовая часть – это, пожалуй, самое слабое место машины. Передняя подвеска
слишком жесткая и больше подходит для западных автобанов. Там она легко
выхаживает без ремонта по 200 тыс. км и более. На наших же дорогах, особенно
при ежедневной эксплуатации, срок жизни шаровых и амортизаторов колеблется
от 50 до 100 тыс. км. А стоек стабилизаторов и того меньше. Именно по
этой причине машины семейства SEVEL очень редко работают в качестве маршрутных
такси. Однако если поставить на легкие фургоны (полная масса 2,7 т) усиленные
детали подвески от более тяжелых версий (3,5 т), никаких проблем с ходовой
возникать не будет. Тем более что к задней подвеске претензий нет.
Еще один недостаток – неудачный привод вакуумного насоса усилителя тормозов.
На некоторых модификациях он приводится в действие ремнем, натяжные ролики
которого быстро выходят из строя из-за попадания грязи. Стоимость замены
– около 400 грн. Если же установить защиту картера, это частично решит
проблему. Но лучше приобретать версии с шестеренчатым приводом насоса,
который работает без проблем.
К числу достоинств этих автомобилей можно отнести надежность конструкции,
прочность кузова, хорошую управляемость, большой выбор сравнительно недорогих
запчастей. Среди недостатков – слабоватые бензиновые моторы и недостаточно
мощные атмосферные дизели (кроме 2,8 л), склонные к перегреву, огрехи
в эргономике, а также недолговечная передняя подвеска. Стоимость автомобилей
на нашем рынке колеблется от $6 тыс. до $12 тыс., в зависимости от состояния
и года выпуска.
|
|
Цены на неоригинальные запчасти к Fiat Ducato*, грн. |
|
Fiat Ducato Mini (Maxi) |
|