В 1998 году на смену грузовым автомобилям Mercedes-Benz серии LK пришло новое семейство – Atego. Основные его отличия – электронная система управления Telligent и большое количество модификаций.
В 1998 году на смену грузовым автомобилям Mercedes-Benz серии LK пришло новое семейство – Atego. Основные его отличия – электронная система управления Telligent и большое количество модификаций.
В 1998 году на смену грузовым автомобилям Mercedes-Benz серии LK пришло новое семейство – Atego. Основные его отличия – электронная система управления Telligent и большое количество модификаций.
Без серьезных изменений семейство выпускалось до 2004 года, после чего подверглось рестайлингу. Все модификации Atego делятся на две серии: среднетоннажная «городская» полной массой 6,5–15 т и тяжелая – 18–26 т. Впрочем, с 2004 года тяжелая серия Atego была упразднена. Мы рассмотрим только среднюю, наиболее распространенную в Украине.
Выносливость автомобилей Atego провоцирует наших водителей к работе со значительной перегрузкой. Понятно, что это приводит к ускоренному износу ходовой части. Кроме того, нередко владельцы не производят плановых замен изношенных деталей. Поэтому даже при покупке «автомобиля без пробега по Украине» следует быть очень внимательными.
Кабина
Различают Atego до рестайлинга 2004 года (на заглавном фото, слева) и после него. Рестайлинг в основном свелся к изменению экстерьера кабины и к улучшению эргономики – была установлена приборная панель от грузовика Axor. Кабины могут быть с одним либо двумя спальными местами или вообще без таковых. Они неплохо защищены от коррозии. Ржавчина может появиться разве что под лобовым стеклом.
Колеса «городских» Atego – сравнительно небольшого диаметра, поэтому они требуют от водителя аккуратности при езде по нашим неровным дорогам. Особенно при полной загрузке автомобиля – иначе при преодолении очередной выбоины совсем несложно повредить пластиковый бампер, сломать его крепления и даже побить подножки. При неудачном же стечении обстоятельств разбивается и корпус низкорасположенного (возле подножки) воздушного фильтра, что чревато попаданием воды в двигатель с последующим гидроударом.
Избежать подобных неприятностей в какой-то мере может помочь установка дополнительных листов в рессоры впереди и сзади.
Двигатель
Обычно в Украине продаются Atego с двумя вариантами турбодизелей. Первый – OM904LA (четырехцилиндровый, 4,25 л, 122–170 л. с.). Второй – шестицилиндровый OM906LA (6,4 л, 231–279 л. с.). Особенность двигателей – прочные и долговечные насос-форсунки с электронным управлением. Благодаря электронике Atego расходует топлива на 2–4 л/100 км меньше, чем грузовик такой же грузоподъемности и мощности с механическим ТНВД.
Однако электроника может стать источником проблем. Это особенно касается шины CAN (Controller Area Network, т. е. бортовой контроллер связи). Она представляет собой пучок проводов, проложенных внутри рамы, который связывает между собой блоки управления двигателем и коробкой передач, систему АBS, панель приборов и т. д. В наших тяжелых условиях провода могут перетереться или подгнить от попадания влаги с солью. Обычно такое бывает при больших пробегах – около полумиллиона километров и выше. Но данная неисправность сравнительно легко устраняется на специализированных СТО. В редких случаях при дефектах электросистемы, вызывающих перепад напряжения, страдает блок управления двигателем. Симптомы: не работают один или два цилиндра. Увы, починить блок управления удается не всегда, а стоимость нового – около 1,7 тыс. евро. Поэтому при покупке важно обратить внимание на состояние проводов.
Передние однолистовые рессоры слабоваты для наших дорог. | Состояние блок-ступиц колес требует постоянного контроля, особенно при работе с перегрузкой. |
Турбодизели на Atego отличаются долговечными насос-форсунками с электронным управлением. | Под лобовым стеклом – вероятное место появления ржавчины. Однако в целом кабины Atego неплохо противостоят коррозии. |
Воздушный фильтр, расположенный низко, под бампером, можно повредить на выбоинах. |
Трансмиссия
На Atego устанавливались коробки передач как собственного производства, так и фирм ZF и Allison; последние – автоматические. «Ручные» КП – практически неубиваемые. Проблемный узел – изнашивающиеся тяги механизма переключения передач. Нередко у автомобиля с солидным пробегом передачи нужно «ловить».
Задний мост долговечен, но только при соблюдении двух условий. Первое – своевременная замена масла, особенно после форсирования глубоких луж. Второе – постоянный контроль за состоянием блок-ступиц впереди и сзади, особенно при работе с перегрузом. Они меняются в сборе вместе с подшипниками. Если через дренажные отверстия начинает течь масло, следует срочно производить ремонт. Иначе заклинившая ступица с рассыпавшимися подшипниками сломает полуось и повредит корпус моста. И тогда починка обойдется намного дороже.
Atego – весьма прочный и достаточно надежный грузовой автомобиль. Недаром же он заслужил звание «International Truck of the Year 1999».
Ходовая часть
На автомобилях Atego устанавливались тормоза с пневматическим приводом. Причем «городские», с колесами малого диаметра, грузовики оснащены дисковыми вентилируемыми тормозами впереди и сзади. Имеется ABS, а на некоторых – и противобуксовочная система ASR. Самосвалы обычно снабжены барабанными тормозами. Главный недостаток тормозной системы состоит в том, что из-за несвоевременной замены резиновых уплотнителей разбиваются посадочные места направляющих суппортов – как впереди, так и сзади.
Кроме того, очень важно не пропустить критический износ задних тормозных камер. Иначе задние тормоза может заклинить и, как следствие, тормозные диски выйдут из строя и потребуют замены.
Подвеска – обычная рессорная, но сзади может быть и пневматическая, с электронной регулировкой дорожного просвета. Встречаются и комбинированные варианты. На наших дорогах нередко лопаются передние однолистовые рессоры, особенно при работе с перегрузкой. Выход простой – добавить второй лист впереди и третий лист назад.
Пневмоподвеска также чувствительна к перегрузке. Причем первым делом выходит из строя дополнительная, стабилизирующая средняя рессора. Самое интересное, что без нее автомобиль, в принципе, можно эксплуатировать, и некоторые перевозчики именно так и поступают. Увы, «экономия» может создавать проблемы. Без средней рессоры мост начинает «плавать» на подушках и постепенно перетирает раму стремянками рессоры сбоку. После 1999 года среднюю рессору перестали ставить, слегка усилив крепление подвески. Перегружать такие машины особенно нежелательно. Кроме того, эти грузовики требуют постоянного контроля состояния задней подвески.
Стоимость подержанных автомобилей Mercedes-Benz Atego на украинском рынке составляет от 15 до 40 тыс. долларов, в зависимости от года их выпуска, пробега и состояния.
Артем Каменистый Водительский стаж – 18 лет Приобрел по случаю бортовой грузовик Mercedes-Benz Atego 1999 года выпуска. До меня машина пробежала ни много ни мало – 480 тыс. км. Я накатал на ней еще 200 тыс. км. Автомобилем доволен. Очень надежный, экономичный дизельный двигатель, удобная кабина. За все время эксплуатации пришлось поменять только амортизаторы, шины, тормозные колодки, а также сцепление. Правда, оказалось, что нужно сразу же ремонтировать изношенные суппорты тормозов. И, кроме того, я усилил подвеску колес, которая, по моему мнению, для наших дорог, изобилующих выбоинами и латками, явно слабовата, поставив еще по одному листу на каждой рессоре спереди и сзади.
Примерные цены на запчасти, грн. | |
Воздушный фильтр | 800 |
Топливный фильтр | 170 |
Лист рессоры, б/у | 1600 |
Рессора задняя двухлистовая, новая | 6000 |
Блок-ступица, б/у | 3000 |
Набор подшипников на колесо | 2400 |
Блок управления двигателем, новый (б/у) | 17000 (8000) |
Выжимной подшипник сцепления | 3700 |
Средняя рессора для задней пневмоподвески (короткая база) | 3700 |
Пневмоэлемент подвески | 1700 |
Тормозной диск | 800 |
Суппорт в сборе/ремонт суппорта | 12000/3000 |
Щиток приборов, б/у | 4400 |
Спидометр, б/у | 1200 |
Mercedes-Benz Atego | ||
Общие данные | ||
Тип | развозной автомобиль | |
Колесная база, мм | 3020–4820 | |
Полная масса, т | 6,5–15,0 | |
Дорожный просвет, мм | от 187 | |
Полная масса прицепа/автопоезда, т | 10,0–28,0 | |
Радиус разворота, м | до 8,9 | |
Объем бака, л | 180 | |
Двигатель | ||
Тип/марка | турбодиз./OM904LA | турбодиз./OM906LA |
Рабочий объем, см куб. | 4250 | 6370 |
Расп. и к-во цил./кл на цил. | R4/4 | R6/4 |
Мощность, л. с. | 122/152/170 | 231/245/279 |
Макс. кр. момент | 470/580/660 | 810/900/1100 |
Трансмиссия | ||
КП, тип | мех., 5-/6-ступ. или авт. 9-/12-ступ. | |
Шины | 215/75 R17,5 | |
Ходовая часть | ||
Подвеска передн./задн. | завис. рессорн./завис. рессорн. (пневмо) | |
Тормоза передн./задн. | диск./диск. | |
Цена автомобиля, $ | 15 000–40 000 |