X

Гибриды в стиле ретро

В последнее время все больше входят в моду гибридные автомобили, в том числе грузовики и автобусы. Однако и 30–40 лет назад грузовые машины, оснащенные одновременно и бензиновым, и электрическим моторами, успешно применялись. Правда, конструктивно они были иными.

В последнее время все больше входят в моду гибридные автомобили, в том числе грузовики и автобусы. Однако и 30–40 лет назад грузовые машины, оснащенные одновременно и бензиновым, и электрическим моторами, успешно применялись. Правда, конструктивно они были иными.

В последнее время все больше входят в моду гибридные автомобили, в том числе грузовики и автобусы. Однако и 30–40 лет назад грузовые машины, оснащенные одновременно и бензиновым, и электрическим моторами, успешно применялись. Правда, конструктивно они были иными.

Не так давно, будучи в Москве, я увидел на одной из улиц странноватый троллейбус. Он был почти без окон, а на крыше красовался… фрагмент кузова «Волги» ГАЗ-24. Подойдя поближе и увидев спереди радиаторную решетку, я понял: это так называемый троллейвоз. Там, где есть контактная сеть, такие машины работают на электротяге и не загрязняют воздух газами. А когда провода кончаются, в дело вступает автомобильный мотор.

С 1964 года в Москве, на Сокольническом вагоноремонтном заводе (СВАРЗ) изготавливались троллейвозы ТГ-3. Электромотор и прочее электрооборудование для них позаимствовали от троллейбуса МТБ-82, а мосты и колеса – от МАЗ-200. Грузоподъемность машины составляла 5 т. При езде в троллейбусном режиме троллейвоз развивал до 50 км/ч. А вот автомобиль из него получился неважный – мощности мотора ГАЗ-51 не хватало, и скорость была всего 25 км/ч.

В начале 70-х гг. производство троллейвозов перевели на Киевский завод электротранспорта (КЗЭТ) им. Дзержинского. Но еще в 1969 году в Киев направили для образца два троллейбуса СВАРЗ ТГ-3М. Помню, они еще долго встречались на улицах украинской столицы.

 

Троллейвоз СВАРЗ ТГ-3М в Киеве. Груз. – 7 т. Двигатель: электр. – 78 кВт)/бенз. – 75 л. с.
Скор. – 50/25 км/ч.

Троллейвоз КТГ-6 все еще трудится в Кременчуге.

Этот троллейвоз КТГ-2 еще недавно можно было увидеть в украинской столице. Груз. – 8 т. Двигатель: электр. – 110 кВт/бенз. – 150 л. с. Скор. – 70/55 км/ч.

Однако выпускать в Киеве стали другие, более совершенные машины. Их грузоподъемность увеличили до 8 т. Электрооборудование взяли от троллейбуса ЗИУ-9, шасси – от грузовика МАЗ-500. Сначала устанавливались бензиновые двигатели от «Урала-353» мощностью 95 л. с., а позже – от ЗИЛ-130, в 150 л. с.

Киевские троллейвозы были двух основных типов: грузовой фургон КТГ-6 и машина с открытой платформой КТГ-2. Они поставлялись во многие города Союза. Всего в 1972–1990 гг. на КЗЭТ изготовили почти 1,5 тыс. троллейвозов.

В 1980 году в Москве проходили Олимпийские игры. Под это мероприятие киевскому заводу была заказана большая партия троллейвозов для транспортировки товаров. А всего на протяжении 1980–1984 гг. в столицу СССР, в два троллейбусных парка – Филевский и Ногатино, поставили 175 машин с кузовом фургон. Шло время, эти троллейвозы изнашивались – и к началу 90-х гг. большинство из них были списаны. А «последних из могикан» переделали в машины технадзора за контактной сетью. И чтобы комфортно созерцать провода в любую погоду, не выходя из машины, на крышах устанавливали будки. Вот такой троллейвоз – с верхом от «Волги» – я и встретил недавно в Москве.

Леонид Гоголев
Фото автора