Ярославское ОАО «Автодизель» планирует в 2011-2012 гг. полностью сменить основную производственную линейку. Вместо прежних шести семейств двигателей будут выпускаться только два, но совершенно новых.
Ярославское ОАО «Автодизель» планирует в 2011-2012 гг. полностью сменить основную производственную линейку. Вместо прежних шести семейств двигателей будут выпускаться только два, но совершенно новых.
Ярославское ОАО «Автодизель» планирует в 2011-2012 гг. полностью сменить основную производственную линейку. Вместо прежних шести семейств двигателей будут выпускаться только два, но совершенно новых.
Что же побудило завод пойти на столь радикальную смену своей продукции? Первая и, пожалуй, основная причина – введение в России с 1 января 2012 года более жестких экологических норм – Евро 4. Причем они распространятся как на дорожную, так и на внедорожную технику. Другой веской причиной является усиление конкуренции на рынке тяжелых дизельных двигателей. Правда, для рынков, на которых действуют предыдущие нормы по экологии, ЯМЗ сохранит производство прежних моделей.
В новую линейку входят два семейства рядных дизельных двигателей экологического класса Евро 4: ЯМЗ-651 и ЯМЗ-530.
Тутаевские новинки
Началось все несколько лет назад с принципиально важного для завода решения: следуя мировым тенденциям, заменить 8-цилиндровые V-образные двигатели на 6-цилиндровые рядные. Привлекали такие преимущества «шестерок», как меньшее количество деталей и более компактные размеры при том же рабочем объеме.
Времени было мало, поэтому решили не изобретать велосипед, а купить лицензию у фирмы Renault Trucks на дизель DCi11. Более того, французский сборочный завод (кстати, с уровнем автоматизации операций – 80%) целиком перевезли из Лиона на сборочную площадку ОАО «Автодизель» в город Тутаев. Персонал, разумеется, набрали российский, а чтобы не было проблем с качеством, все работники прошли обучение во Франции.
И вот, наконец, в 2007 году в Тутаеве развернулось производство двигателей, получивших индекс ЯМЗ-650. Этот 6-цилиндровый агрегат развивает 412 л. с. и соответствует экологическим нормам Евро 3. Нужно сказать, что он не является точной копией «француза». Агрегат отличается рядом конструктивных изменений, прежде всего системой топливоподачи СRS 2 второго поколения от фирмы Bosch.
Испытательный стенд на ОАО «Автодизель» позволяет одновременно снимать с работающего двигателя до 200 параметров. |
Опросы потребителей показали, что автомобили с 6-цилиндровым двигателем ЯМЗ-650 значительно лучше в эксплуатации по сравнению с грузовиками, оснащенными V-образным дизелем ЯМЗ-6581 (Евро 3). За счет некоторого увеличения мощности (+3%) и крутящего момента (+6%) улучшилась тяговитость мотора. Но главное было в другом – сенсационном снижении расхода топлива на целых 25% (!). Если раньше он составлял 48 л на 100 км, то теперь на той же машине снизился до 36 л. Неудивительно, что спрос на новые двигатели все возрастал, и на начало 2011 года их дефицит составил 1000 единиц.
Специалисты «Автодизеля» провели модернизацию двигателя до соответствия экологическим нормам Евро 4. Обновленный дизель получил индекс ЯМЗ-651. Он находится по техническим параметрам на уровне мировых конкурентов, а перед основным своим «оппонентом» – мотором Cummins имеет, по мнению ярославцев, преимущества: уровень Евро 4 достигается за счет системы рециркуляции выхлопных газов EGR, а не системы SCR-AdBlue.
Будут выпускаться двигатели ЯМЗ-651 различной мощности: от 311 до 412 л. с. Применять их планируют прежде всего на автомобилях МАЗ. Это найдет свое отражение и в индексации минских грузовиков. Если модели с двигателем ЯМЗ-650 имели в конце обозначение А9, то теперь оно сменится на В9 (например, МАЗ-4440В9, МАЗ-4312В9). Сегодня на ОАО «МАЗ» проходит испытания на автомобилях пять двигателей ЯМЗ-651 (Евро 4).
Начало выпуска двигателей ЯМЗ-651 намечено на октябрь этого года. Проектная мощность производства – 20 тыс. ед. в год.
Такой шестицилиндровый дизель ЯМЗ-536 проходит испытание на КрАЗах. | Опытный двигатель семейства 530 в 4-цилиндровой версии. |
Беспрецедентный проект
Другое новое семейство ярославских дизелей – ЯМЗ-530. Это рядные 4- и 6-цилиндровые агрегаты мощностью от 120 до 320 л. с. Они соответствуют экологическим стандартам Евро 4, а в перспективе – Евро 5 и даже Евро 6.
Налаживание производства таких двигателей позволит Группе «ГАЗ» достичь независимости от внешних поставщиков в самом массовом для нужд группы сегменте дизельных двигателей. Этот проект действительно беспрецедентный для российского автопрома. Общий объем инвестиций составил 10 млрд. рублей. Сейчас в Ярославле заканчивается сооружение абсолютно нового предприятия. Это будет первый за последние 35 лет и самый современный в России завод дизельных двигателей. Новый производственный комплекс включает механообрабатывающие и сборочное производства, а также испытательную линию готовой продукции.
Уже завершены основные строительные работы в механосборочном и логистическом корпусах общей площадью около 57 тыс. м кв., ведется отделка помещений, монтаж инженерной сети, а также современного производственного оборудования от ряда немецких компаний.
Летом этого года начнутся поставки двигателей потребителям. А серийное их производство запланировано на осень 2011 года. К этому моменту будет локализовано около 50% узлов и деталей. Их планируют производить на «Автодизеле» и на других предприятиях Группы «ГАЗ», а также на профильных заводах России. Другую же половину комплектующих собираются поставлять европейские предприятия.
Мотор намечено устанавливать на грузовиках ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, на автобусах ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, ГОЛАЗ, МАЗ и др.
Еще в прошлом году прошли эксплуатационные и сертификационные испытания автомобилей с различными модификациями дизеля ЯМЗ-530. Суммарный их пробег составил около 500 тыс. км. Проведены и стендовые испытания – 22 тыс. часов.
А каковы же перспективы для нашего украинского «АвтоКрАЗа»? На Кременчугском автозаводе уже испытывают дизель ЯМЗ-536 (Евро 4) мощностью 312 л. с. Он установлен на новое коммунальное шасси КрАЗ Н12.2 (4х2). Кроме того, в апреле ожидается поступление еще двух моторов.
Основные технические характеристики ЯМЗ-536 (Евро 4) по сравнению с конкурентными двигателями | |||||||
Производитель | Группа ГАЗ | Cummins | Deutz | MAN | Navistar | ||
Модель двигателя | ЯМЗ-536 | ISBe 6 | BF6M1013FC | TCD2013 L6 4V | D0836 LCH 41/40 | D0836 LCH 56/55 | Acteon |
Заявленная текущая экология | Евро 3,4 | Евро 3,4 | Евро 3 | Евро 4 | Евро 3 | Евро 4 | Евро 4 |
Расположение и число цилиндров | R6 | R6 | R6 | R6 | R6 | ||
Рабочий объем, л | 6,65 | 6,7 | 7,14 | 6,87 | 7,2 | ||
Тип топливоподачи | СRS Bosch | СRS Bosch | СRS Bosch | СRS Bosch | СRS Bosch |
| СRS Bosch |
Мощн., л. с. | 185-315/2400 | 210-285/2500 | 210/2300 | 235/2300 | 240-280/2300-2400 | 221-256/2200 | |
Минимальный расход топлива, г/л. с. в час | 142 | 144 | 143 | 146 | NA | ||
Макс. крут. момент | 700-1240/1300-1600 | 800-970/1600 | 1050/1400 | 1200/1200 | 925-1100/1200-1800 | 860-950/1200-1800 | |
Сухой вес (для Евро 3), кг | 650 | 540 | 572 | — | 640 | — | 527 |
Вес силовой установки (двигатель + SCR для Евро 4), кг | 650 | 642 | — | 650 | — | 650 | 527 |
Размер (ВхДхШ), мм | 836x1156x722 | 841x1072x735 | 897х862х616 | 919х1016х787 | 934х1136х873 | 933х1136х851 | 910х1150х810 |
Ресурс, тыс. км | 900 | 500 | NA | 700 | NA | NA | 750 |
Межсервисный интервал, тыс. км | 50 | 40 | NA | 30 | NA | NA | 40 |
Достижение норм Евро 4 | EGR | SCR | — | SCR | — | EGR | EGR |