Путешествие в 2552-й
Отпраздновав Новый год у себя дома, мы с удовольствием встретили его еще раз. И не где-нибудь, а в Королевстве Таиланд, календарь которого опережает европейский более чем на пять столетий. Так мы оказались в автопарке «будущего».
Отпраздновав Новый год у себя дома, мы с удовольствием встретили его еще раз. И не где-нибудь, а в Королевстве Таиланд, календарь которого опережает европейский более чем на пять столетий. Так мы оказались в автопарке «будущего». |
После киевской сырости с нулевой отметкой на термометре очутиться в прогретом до 30-градусной жары февральском Бангкоке, столице Королевства Таиланд это воистину по-королевски. Выйдя из аэропорта, напоминающего по своим габаритам отдельное государство, мы поневоле застыли на месте часа на два… и только щелкали фотоаппаратами. Таких расписных грузовиков, а особенно автобусов мы еще не встречали! Правда, сложно было привыкнуть к правостороннему движению – приходилось напрягать внимание, чтобы то и дело не наталкиваться на машины и прохожих.
С этого Isuzu сняли гнилые двери, а чтобы не дуло, нарастили передние стойки; вместо сидений – деревянные лавки. | Компания UD-Nissan Diesel выпускает в Таиланде даже магистральные тягачи. Самые мощные из них – с 350-сильными дизелями и пневмотормозами. |
Тайцы активно расписывают не только туристические автобусы, но и дальнобойные машины, например, этот Isuzu. | Лидеры местного рынка «коммерсантов» – пикапы Toyota HiLux. Этой машине по объему перевозимого груза позавидовала бы любая европейская фура. |
Пикапы и не только
Лидер производства – компания Toyоta, выпустившая в 2006 году 327 тыс. пикапов HiLux Vigo последнего поколения. Первые машины этой марки появились в Таиланде еще в 1962 году, а спустя два года в стране открылся завод по производству легковушек и пикапов. В 1988 году запущен еще один – для пикапов HiLux.
На втором месте – компания Isuzu, выпустившая 166 тыс. коммерческих автомобилей разных классов. Завод Samron Plant Isuzu Motors Thailand работает с 1974 года и выпускает до 200 тыс. пикапов D-Max в год плюс грузовики разных классов и автобусные шасси. Isuzu первой предложила на рынке пикапы с коробкой-«автоматом».
Пикапы, как этот Isuzu D-Max, помимо «намордника», имеют прочный каркас под тент. А для удобства эксплуатации есть даже лесенка. | В «Сафари-парке» служители ездят на полосатых пикапах Suzuki Samurai – чтобы животные (в том числе и зебры) не пугались. |
Пикапы Mazda в Таиланде собирают с 70-х. Первенцами были машины Familia Truck модели 1964 года. В кузове этого – кроссовый байк. | Здесь «пожарные» бывают маленькими, да удаленькими. Насосный автомобиль Ford Ranger оснащен еще и стволом-водометом. |
Компания Mitsubishi в 2006-м изготовила 146 тыс. машин. Завод по производству пикапов L200 открыт в 1987-м. В 2003 г. в Таиланде основало свое сборочное производство и грузовое подразделение Mitsubishi Fuso. Сегодня в его ассортименте – разные грузовики: от легких Сanter до 50-тонных FV с моторами в 380 л. с.
Компания Mazda, первой предложившая свои пикапы в Таиланде еще 50 лет назад, в позапрошлом году выпустила 111 тыс. таких машин. Сборочный завод Sukol Mazda Auto Assembly открыт в 1975 г., а в 1990-м – еще один, моторостроительный. В 1998-м пущен завод Ford/Mazda на 135 тыс. пикапов в год. Сегодня здесь производятся «двойняшки» Ford Ranger и Mazda BT-50.
Гранды-универсалы
Свою первую машину (автобус) фирма Hino вывела на тайский рынок еще в 1952 году. В 1964-м Thai Hino Industry открыла сборочный завод. В 1994-1996 гг. она лидировала в сегменте грузовиков, а со дня основания ею выпущено 150 тыс. машин. Сегодня Hino Motors Manufacturing (Thailand) Ltd предлагает легкие грузовики на 3 т (120 л. с.), средние – на 4,5–10 т (136–220 л. с.) и тяжелые, в том числе магистральные (320 л. с.) – для 45-тонных автопоездов. Собираются и автобусные шасси.
Капотные Nissan-Diesel G780 тайцы начали собирать почти 30 лет назад. Они еще на ходу. | Длинноносые Isuzu TD образца 1975 года здесь уже давно не выпускаются, но еще активно используются. |
Эта Toyota DW15L начала 60-х (6х6, на 2,5 т) служила в армиях многих стран Юго-Восточной Азии – и в тайской тоже. | Резной деревянный кузов – с хромированным «чердаком» над кабиной. Так экипирован Hino 70-х – модель PV505. |
«Комби» Toyota HiAce еще первого поколения (1961 г.). С 2006 года «ХайЭйсы» экспортируются в Таиланд из Малайзии. | Дабы не слепил асфальт, дальнобойщики снизу зашторивают «лобовик», как на этом Hino Mega FM. И так колесят! |
Собираемые тайцами Mitsubishi Fuso выполняют на улицах Бангкока коммунальные функции – например, поливомоечные. | Этот старый японский «капотник», вероятно, марки Hino, собрали из двух машин: узкая кабина без дверей – от одной, широкое шасси – от другой. |
Машины Nissan Diesel появились в Таиланде еще в 1955 году. Дистрибьютор Siam Motors в 1974 г. первым предложил автобус с пневмоподвеской и кондиционером. В 1977-м заработал завод Siam General Assembly по выпуску грузовиков. А в 1987 году была образована компания Nissan Diesel (Thailand). На легковом заводе Nissan (открыт в 1960 г.) сегодня выпускают пикап Frontier Navara и фургоны и микроавтобусы Urvan.
Палехские шкатулки
Автобусы Королевства Таиланд разнообразны и неповторимы по внешнему виду, особенно туристические. Несмотря на то, что кузовных предприятий раз-два и обчелся, встретить одинаковые машины практически невозможно. И «мордашками» вроде похожи, и кормовой частью, но вот оконные стойки на каждом автобусе имеют свою форму. А что уж говорить о раскраске кузовов! Это настоящие картины, от абстракции до мультипликации. Конечно, нашему человеку трудно понять такую пестроту, но для тайцев в самый раз. Такие неординарные на вид автобусы, как ни странно, бывают только двух марок – Сherdchai и MS Busbody.
Наши перевозчики могут лишь мечтать о том, чтобы разрисовать свой лайнер так, как тайцы, и обвесить его зеркалами и резиновыми игрушками. | Дизайн машин ателье MS Busbody – от плавных оконных линий до свермодных угольных (фото справа). |
Небольшая фирма Strithepthai выпускает надстройки для пикапов, автолавки и небольшие туристические автобусы на различных шасси, в том числе Hino (на фото). Эта машина, судя по номерам с якорями, принадлежит тайским ВМС и возит почетный караул Королевского дворца. | При виде этих величественных лайнеров с высокой кормой, невероятными остеклением и окраской ценишь оригинальность работы кузовных дел мастеров MS Busbody. |
На борту этого автобуса Сherdchai – мускулистый Зорро, причем в тайском исполнении. | Под воздушными оконными стойками двухэтажного Сherdhai – мощный каркас, отвечающий мировым стандартам на переворот – R66. |
Предприятие Сherdchai Industry Factory основано 40 лет назад супружеской парой Чердхай – и сегодня это крупнейший производитель автобусов в Таиланде. Сначала это была мастерская по выпуску деревянных кузовов для грузовиков, а в 1963 году изготовлен первый автобус с деревянным кузовом. Два года спустя, впервые в Таиланде, фирма начала выпуск автобусов со стальным кузовом. В 1975 г. она заключила соглашение на поставку автобусных шасси Isuzu, а через 20 лет стала эксклюзивным дистрибьютором шасси Volvo. Сегодня компания выпускает до 120 машин в месяц. В ее производственной программе – туристические автобусы длиной от 8 до 12 метров, в том числе двухэтажные. Пассажировместимость – от 22 до 60 человек. Используются шасси Hino, BMC и Volvo. Выпускаются и шасси для городских 12-метровых автобусов с 280-сильным двигателем, работающим на природном газе.
Компания MS Busbody Co. Ltd также производит «фигурные» туристические автобусы и представлена на рынке уже более 30 лет. Применяет шасси фирм Mitsubishi и Scania. C последней заключен эксклюзивный договор на поставку. Кооперация настолько тесная, что одна из моделей MS – почти точная копия автобуса Century последнего поколения от испанского ателье Irizar, с которым Scania активно сотрудничает.
Компания Thonburi Bus Body очень любит копировать автобусы ведущих западноевропейских производителей. Например, новейшие лайнеры MAN Lion's Star (на фото – слева) или Mercedes-Benz Travego. Курьезно, что «псевдо-ман» построен на шасси Mercedes-Benz, а «псевдо-мерс» – на корейском Daewoo. | Широко распространены в Бангкоке городские автобусы марки Thonburi. Они построены на шасси Hino (на фото), Mercedes, Isuzu или Daewoo. |
Ранние «горожане» Thonburi отличаются клепаными стальными кузовами. Единственный дверной проем разделен на две части – для входящих и выходящих. | Юркие маршрутки Бангкока – с разнообразными по дизайну кузовами от автобусного ателье Сherdchai. Шасси – Mercedes-Benz, Isuzu и Mitsubishi. В них ездят только местные. |
В местах наибольшего скопления туристов, например, у Королевского дворца, вереницей стоят мобильные биотуалеты – на базе автобусов, в данном случае от ателье Сherdchai, на шасси Mitsubishi. Очередями здесь не удивишь… | Одна из достопримечательностей Бангкока – трехколесные и трехместные мотороллеры-такси по прозвищу «туктук» (выпускаются компанией Tuk Tuk Paradise Co.). Они летают как сумасшедшие и работают на газе. Счетчиков нет, и торг поощряется. А водители – еще и гиды по ювелирным магазинам и злачным местам. |
Кузова лайнеров разрисовывает множество специализированных дизайн-студий. Чего здесь только не увидишь: и русалок, и чудо-рыб, и героев популярных мультфильмов. | Самые дешевые автобусы – переоборудованные из грузовиков. Этим видом транспорта в основном пользуются небогатые жители пригорода. |
Фирма Scania начала разведку на тайском рынке еще в 1986 году, а уже год спустя поставили сюда первое автобусное шасси. В 1988-м начался импорт грузовиков 3-й серии. В 2000 году появился новый дистрибьютор – Scania-Siam Co. Ltd., перекрывающий также рынки Малайзии и Сингапура. В 2001 году он-то и открыл в Таиланде сборочное производство автобусных шасси в г. Бангпаконг. Фирма Scania в 2004 году одной из первых в Таиланде предложила двигатели Евро 3 для грузовиков и автобусов.
Компания TBB (Thonburi Bus Body Сo) выпускает городские и туристические автобусы – на шасси Mercedes-Benz, Isuzu, Hino и др. Она начала в 1957 году с импорта легковых и коммерческих Mercedes-Benz. В 1960-м создала сборочное производство шасси для коммерческой линейки машин. Группа предприятий Thonburi занимается не только производством, но и проблемами пассажирского транспорта в стране. Ее заслуга – контракт на 1200 городских автобусов на шасси Mercedes-Benz и Daewoo для транспортной компании Бангкока BMTA (Bangkok Mass Transit Autority).