X

MERCEDES: Звезды Кортрийка

Автобусы Mercedes-Benz








На недавно прошедшем в бельгийском городе Кортрийке
международном автосалоне Busworld 2003 было много интересного. Особенно
отличилось объединение EvoBus (сюда входят фирма Setra и автобусный
филиал Mercedes-Benz), представившее несколько моделей и автобусных
шасси. Наш рассказ о новинках с трехлучевыми звездами на решетке радиатора.

Маневренный лайнер

Mercedes-Benz презентовал на выставке новый туристический автобус среднего
класса – модель Tourino. Машина длиной 9,35, шириной 2,4 и высотой 3,3
м предназначена для перевозки 38 пассажиров. Ее главное преимущество перед
12-метровыми автобусами – маневренность (радиус поворота составляет 8,6
м), что немаловажно при движении узкими городскими улочками.

Дизайн кузова выполнен в духе флагмана марки – лайнера Travego. Сходство
просматривается в форме фар, фальш-радиаторной решетке, изогнутой центральной
стойке крыши. Дизайнерам удалось визуально облегчить короткий и высокий
кузов. Большое наклонное лобовое стекло, ниспадающая передняя часть крыши,
поднимающаяся к корме оконная линия придают внешности автобуса динамичности.

В салон ведут две сдвижные двери шириной 85 см. Посадку-высадку облегчают
удобные ступеньки: спереди их три, сзади – четыре. Просторность салона
по достоинству оценят рослые люди, ведь его высота составляет 194 см.
В интерьере применены обивочные материалы светлых тонов, благодаря чему
салон кажется еще просторнее. Комфортабельные кресла оснащены ремнями
безопасности, откидными столиками и подножками, а по заказу – вещевыми
сетками и пепельницами. Кроме того, крайние от прохода сиденья регулируются
в поперечном направлении, в результате чего расстояние между рядами может
варьироваться в пределах 68 – 90 см. В корме расположен биотуалет.

Под потолком – индивидуальные вентиляционные дефлекторы и осветительные
плафоны; тут же, по всей длине салона, расположены полки для вещей. Под
полом находятся багажные отсеки емкостью 4,4 м куб., доступ к которым
обеспечивают сдвигающиеся вверх крышки (по заказу они могут оборудоваться
подъемным механизмом). Оптимальный микроклимат поддерживают кондиционер
на 22 кВт (с раздельной регулировкой для салона и рабочего места водителя)
и мощный отопитель в носовой части. По желанию можно установить навигационную
систему, DVD-проигрыватель, TV/Video, заказать выдвигающийся из потолка
LCD-монитор. В общем, все, чего душа пожелает.

Автобус Mercedes-Benz Tourino комплектуется 6-цилиндровым турбодизелем
ОМ 906 LA (Euro 3) мощностью 245 или 280 л. с. Коробка передач – механическая
6-ступенчатая. Можно заказать мосты с различным передаточным числом: от
3,636 до 4,300 (стандартное – 3,909). Дисковые тормоза на всех колесах
– с электронным управлением (EBS) и антиблокировочной и противопробуксовочной
системами – ABS и ASR соответственно. В стандартную комплектацию входит
также трансмиссионный тормоз – ретардер Voith R123.

Новые шасси

Mercedes-Benz презентовал в Кортрийке и автобусные шасси ОС 500. Они
предназначены для новых моделей объединения EvoBus и будут выпускаться
на испанском заводе Samano.

Итак, первое шасси – ОС 500 RF (Raiced Floor) рассчитано на пригородные
и туристические автобусы. Оно имеет модульную конструкцию, что позволяет
изменять его длину в широком диапазоне. С завода выходит так называемая
базовая «тележка» (buggy), способная самостоятельно передвигаться. По
мере необходимости ее удлиняют, вставляя в среднюю часть от одной до пяти
специальных секций. Получается своеобразный конструктор.

Подвеска колес – пневматическая. Тормоза – дисковые на всех колесах
– с электронным управлением EBS (Electronic Brake System) и встроенными
системами ABS и ASR. Используется оптиковолоконная CAN-проводка. Предусмотрена
установка моторов Euro 3 и механических 6-ступенчатых коробок передач
Mercedes-Benz GO 190 и GO 210. Все коробки оснащены рычагом-«джойстиком»
и усилителем в механизме переключения передач.

Два других шасси – OC 500 LF (Low Floor) и OC 500 LFA (Low Floor Articulated)
предназначены для низкопольных городских автобусов. Первое – для двух-
или трехосных автобусов-«одиночек» полной массой до 18 т. Второе – для
сочлененных моделей полной массой до 25 т. Все они оснащены пневмоподвеской
колес. В качестве опции предлагается система Кneeling, которая позволяет
автобусу «приседать» на остановках на 70 мм, облегчая тем самым посадку-высадку
пассажиров. На шасси применена тормозная система с электронным управлением
– EBS.

В свою очередь, шасси OC 500 LE (Low Entry) разработано для городских
автобусов со стандартным уровнем пола, но при этом с более низкими ступеньками.
Это нечто среднее между «низкопольниками» и обычными городскими автобусами.
Как и в случае с шасси для пригородных и туристических моделей, оно имеет
модульную конструкцию.

Флагман-середнячок

Туристический лайнер Mercedes-Benz Travego был представлен на салоне
в новой модификации – с дополнительной буквой М в названии. Напомним,
что Travego появился летом 1999 года, сменив прежнего автобусного флагмана
марки – модель 0404. Тогда машину представили в двух кузовных версиях:
длиной 12 и 13,85 м; в последнем случае это был трехосный вариант. Теперь
же появился «середнячок» – длиной 12,82 м. Дополнительные 82 см позволили
разместить в автобусе еще четыре кресла и увеличить до 8,4 м куб. багажные
отсеки. В результате новый лайнер при трех- и четырехзвездочном уровнях
комфорта может перевозить 53 и 48 пассажиров соответственно. Полная масса
машины составляет 24 т, причем вес равномерно распределен между тремя
осями. Радиус поворота – 10,47 м.

Большая пассажировместимость и высокий уровень комфорта делают Travego
М оптимальным автобусом для дальних поездок. Предлагаются три уровня оснащения:
Function, Fashion и Flair. Турбодизель – рядный 6-цилиндровый или V-образная
«восьмерка». В первом случае – это двигатель ОМ 457 LA мощностью 422 л.
с., агрегатированный с 6-ступенчатой механической КПП Mercedes-Benz GO
210. Во втором – мотор ОМ 502 LA на 435 или 476 л. с. Он может работать
в паре как с вышеуказанной механической коробкой, так и с «автоматом»
ZF AS-Tronic.

 «Голубые
ангелы»

Сегодня
в странах Западной Европы все чаще встречаются городские автобусы,
работающие на природном газе. Такие машины не только экономичнее
дизельных, но и намного экологичнее. Поэтому неудивительно,
что Mercedes-Benz начал производство двух новых автобусов,
ездящих на «голубом топливе».

Для низкопольной модели большой вместимости Citaro предлагается
новый мотор M 447 hLAG, работающий на сжатом природном газе.
Его мощность – 252 или 326 л. с. Он создан на базе дизельного
«собрата» – рядного 6-цилиндрового агрегата OM 447 hLA. Принципиальное
отличие заключается в применении свечей зажигания и специальной
электронной аппаратуры, регулирующей подачу топлива и воздуха.
Для снижения вредных выбросов установлены лямбда-зонд и катализатор,
благодаря чему мотор соответствует не только нормам Euro 4,
вступающим в силу в 2005-2006 гг., но и более строгим – Euro
5, введение которых намечено на 2008-2009 гг. Более того,
новый Сitaro получил «зеленый» сертификат EEV (Enhanced Envirimentally
friendly Vehicle), выданный лабораторией RWTUV. В следующем
году он станет обязательным для машин на сжатом природном
газе, разработанных в Германии.

Сжатый газ под давлением в 200 атм. хранится в специальных
баллонах, расположенных на крыше: на Citaro-«одиночках» их
пять, на «гармошках» – восемь. Если раньше баллоны были стальными,
то теперь они изготавливаются из пластика, армированного карбоновым
волокном. Это дало возможность наполовину увеличить их емкость
(до 190 л), сохранив прежний вес.

Немецкая транспортная компания Regionalbus Gesellschaft
mbh, расположенная в г. Мюхлхаузене (Тюрингия), уже приобрела
шесть газовых Citaro. Автопарк компании насчитывает свыше
100 автобусов, 24 из которых работают на сжатом природном
газе (эти машины прошли уже более 8 млн. км). На бортах новых
автобусов красуется экологический знак Blue Angel («Голубой
ангел»), присужденный Германской ассоциацией по защите окружающей
среды RAL e. V.

Но это не все новинки от Mercedes-Benz. Уже подготовлены
две модели на базе микроавтобуса Sprinter, также работающие
на «голубом топливе». За основу был взят 4-цилиндровый бензиновый
мотор М 111 Е 23, доработанный по технологии NGT (Natural
Gas Technology). Его мощность составляет 129 л. с. при 5400
Нм, максимальный крутящий момент – 185 Нм при 3300 – 4500
об/мин. Двигатель оснащен системой последовательного впрыска
топлива, благодаря чему улучшилась экономичность, а выхлоп
стал чище. Теперь машина соответствует строгим экологическим
нормам EU3 Group 1 (98/69/EC). Газовые баллоны размещены под
сиденьями в задней части кузова. Запас хода – около 200 км.

Предлагаются два типа низкопольных городских автобусов:
на базе Sprinter 411, 413 или 416 – пассажировместимостью
24 человека (10 мест для сидения) и на базе самой тяжелой
6,3-тонной модификации Sprinter 616. Последний вмещает до
35 человек и в зависимости от комплектации имеет 13 или 16
мест для сидения.

Юрий Гоголев
Фото DaimlerChrysler AG