Корпорация «Эталон» презентовала свой первый электробус
Сегодня, 19 декабря в информационном агентстве «Интерфакс Украина» прошла традиционная пресс-конференция корпорации «Эталон», посвященная итогам уходящего года и планам на будущее. Главной сенсацией стала презентация первого электробуса марки «Эталон» – городской машины среднего класса А08611 «Мальва-Электро», изготовленной на Черниговском автозаводе.
Низкопольная машина длиной 9,5 м и полной массой 12,5 т разработана на базе дизельной модели «Мальва» А08621, запущенной в серию нынешним летом. Электробус рассчитан на 53 пассажира (24 места для сидения). Салон оборудован для перевозки людей с инвалидностью. Тяговый электродвигатель ДТА-140-4У1 мощностью 140 кВт и литий-ионные батареи емкостью 185 кВт.ч поставлены компанией «Информбизнес» (Молдова). Заявленный запас хода – 200 км.
Кабина водителя оснащена кондиционером, в качестве опции им можно укомплектовать и салон. Предусмотрена установка автономного жидкостного обогревателя, работающего от дизельного мотора стандарта Евро 6, что позволит увеличить пробег без подзарядки. Сегодня электробус уже прошел все испытания и ожидает сертификации. По стоимости новинка будет примерно в три раза дороже дизельной «Мальвы», которая продается за 100 – 110 тыс. долларов (без НДС).
Как отметил президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко, сегодня в условиях военного времени предприятиям корпорации помогают выжить государственные заказы. Продолжается восстановление производственных мощностей. Если говорить про объем выпуска и объем дохода в гривнах, то по предприятию «Украинский кардан» восстановление потенциала составляет 25-30%, по «Ковальскому заводу» – 50-60%, и по «Черниговскому автозаводу» – около 70%.
На «Черниговском автозаводе» запланировано расширение производственных площадей на 7000 м кв. Будут построены новый молярный комплекс под транспортные средства длиной до 18 м, а также увеличен кузовной цех. Предприятие подготовилось к экологическим нормам Евро 6. Партнер Черниговского автозавода – индийская компания Ashok Leyland скоро поставит первые двигатели этого стандарта. Достигнута соответствующая договоренность и с китайским производителем Weichai. Отметим, что на днях депутатами ВР был проголосован законопроект о переносе введения норм Евро 6 в Украине для коммерческих автомобилей еще на два года – до 1 января 2027-го.
По словам генерального директора «Черниговского автозавода» Сергея Бородухи, в 2024 году предприятием было изготовлено 307 автобусов, в том числе реализовано 250 машин. Также поставлено для Чернигова четыре троллейбуса с автономным ходом 20 км. Более того, был выигран тендер ЄБРР на 42 троллейбуса (из них 8 ед. с автономным ходом) для Хмельницкого, и первые поставки уже скоро начнутся.
Как отметил директор торгового дома «Эталон-Авто» Вадим Шкарупин, структура рынка сегодня такова, что 90% всех проданных автобусов сегодня составляют государственные закупки. Что касается троллейбусов, то в нынешнем году прошли ряд тендеров европейских финансовых институций по закупке 274 ед. для восьми городов. По пяти городам поставщик уже известен – украинский, по еще двум – скорее всего будет тоже отечественный. А вот Киев получит 73 троллейбуса из Турции. И это при том, что в столицу поставят еще 85 турецких автобусов.
На пресс-конференции выступил и вице-президент ассоциации «Укравтопром», который охарактеризовал положение дел на рынке. В 2024 году 58% всех первых регистраций автобусов в Украине пришлось на новые машины, три четверти из которых – украинского производства. Если говорить о количественных показателях, то рынок новых автобусов сократился на 28% – за 11 месяцев реализовано 1,1 тыс. ед. против 1,5 тыс. в прошлом году. При этом производство автобусов в Украине снизилось на 22%. И это несмотря на то, что на программу «Школьный автобус» было выделено 1,2 млрд грн. субвенций. На 17% сократился рынок подержанных автобусов. Общая число первых регистраций (новых и подержанных автобусов) составила 1911, что на 25% меньше, чем год назад.
За 9 месяцев в Украину импортировали 775 автобусов, в том числе микроавтобусов, что на 9% меньше аналогичного периода прошлого года. Их суммарная таможенная стоимость составила почти 36,5 млн долларов. Из числа ввезенных машин 234 ед. составили новые, что в вдвое больше. Интересно, что 215 из них – турецкого производства. Что же касается бывших в эксплуатации, то больше всего автобусов (180 ед.) привезли из Польши.