
Код «Открытие»
![]() | ![]() | В середине 70-х в военных кругах СССР вызрела идея: перевести некоторые виды техники Советской Армии с гусениц на колеса. При сохранении основных характеристик изделия в целом это уменьшало стоимость шасси в 3-4 раза. В свете этого Кременчугскому автозаводу было поручено разработать семейство армейских автомобилей под кодовым названием «Открытие». |
Это семейство должно
было включать три машины с двигателями мощностью 320 – 360 л. с.: трехосную
(6х6) грузоподъемностью 10 т, активный автопоезд (10х10) на 18 т и четырехосник
(8х8) с полезной нагрузкой 15-16 т.
С автомобилями 6х6 и 10х10 особых проблем не возникло: требовалось лишь
модернизировать серийные модели КрАЗ-260 и КрАЗ-260Д, установив на них
более мощные дизели. А вот машины 8х8 пришлось разрабатывать практически
с нуля.
В 1982 году в экспериментальном цехе завода изготовили два опытных автомобиля
8х8: КрАЗ-ЧР-3130 с двумя управляемыми передними ведущими мостами и КрАЗ-ЧР-3120
с шарнирно-сочлененной рамой (фото в заголовке).
Схема рулевого управления ЧР-3120 была разработана в московском институте
НАМИ. Оно было оригинальным: усилие поворота от «баранки» передавалось
через угловой редуктор на механический рулевой механизм КрАЗ-255Б, а от
него – на золотниковый распределитель. Именно этот распределитель являлся
изюминкой автомобиля. Он обеспечивал связь между рулевым колесом и гидроцилиндрами
поворота рамы.
Золотниковый распределитель, вертикальный шарнир рамы и гидроцилиндры
были изготовлены в НАМИ и переданы на «КрАЗ».
Отсутствие управляемых ведущих мостов позволяло использовать на передней
секции заднюю балансирную тележку КрАЗ-260. Для обеспечения привода передних
мостов была предложена оригинальная схема установки двигателя. Он находился
позади кабины и располагался задом наперед. Коробка передач размещалась
в туннеле под кабиной. Далее располагалась оригинальная раздаточная коробка,
обеспечивающая привод на передние мосты тележки. Привод мостов задней
секции осуществлялся вторым карданным валом через обходной редуктор, который
был установлен в районе шарнира секции.
Радиатор системы охлаждения двигателя находился с правой стороны. Вентилятор
приводился в движение гидромотором, запитанным от установленного на двигателе
гидронасоса. Кроме того, обходной редуктор имел гидромотор, который был
включен в гидросистему рулевого управления и позволял обеспечить маневренность
автомобиля в случае его буксировки с неработающим двигателем или при внезапной
остановке мотора в движении.
В процессе испытаний все четыре моста автомобиля «переобули» в арочные
шины Я-186. При наружном диаметре 1300 мм ее ширина составляла 750 мм,
тогда как серийной – 530 мм. Тесты автомобиля на танковом полигоне МО
СССР в Подмосковье доказали его исключительную проходимость.
Переднюю, силовую секцию можно было дополнять различными задними, грузовыми.
В 1983 году для КрАЗ-ЧР-3120 была разработана и изготовлена новая задняя
секция, монтажная длина рамы которой составляла 10 м вместо прежних 6
м, при этом грузоподъемность автомобиля возросла с 16 до 18 т. Новая модель
автомобиля получила обозначение КрАЗ-ЧР-3120.02.
Таким образом, шарнирно-сочлененный автомобиль КрАЗ-3120, имея различные
грузовые секции, мог бы заменить любой автомобиль семейства «Открытие».
В то же время он не вписывался в общий типаж автомобилей КрАЗ, где обязательно
должны были присутствовать машины 6х4 – основная продукция завода. Кроме
того, этот спецавтомобиль был длиннее серийных моделей. При одинаковых
надстройках на раме (бортовой платформе, самосвальном кузове, тягаче и
т. д.) разница составляла 1,8 – 2,1 м.
И наконец, стоимость производства машин 8х8 была значительно выше. Это
и решило их судьбу, хотя заказчик и настаивал на продолжении разработок.
Тем не менее, труд заводчан не пропал даром. Проведенные испытания макетных
образцов автомобилей 8х8 дали конструкторам пищу для размышлений. Но об
этом – в следующий раз.
КрАЗ-ЧР-3130 | |
| |
![]() |