X

Двойной прыжок

ЗАО «ЛАЗ»






4 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная
итогам работы ЗАО «ЛАЗ» за минувший год и планам на год нынешний.
Как же складываются дела у старейшего украинского автобусостроителя?

За последних два года
емкость автобусного рынка Украины увеличилась вдвое и сегодня оценивается
примерно в 120 млн. долларов. Столь высоким результатам способствовал
рост макроэкономических показателей в Украине: ВНП, зарплаты населения
и перевозок пассажирским транспортом. Еще один важный фактор – состояние
подвижного состава. В крупных городах Украины (Киев, Днепропетровск, Харьков,
Одесса и др.) уже наметились тенденции к его обновлению, что стимулирует
автобусостроителей наращивать темпы производства.

Только начало

Цифры, может, вещь и скучная, но красноречивая. В прошлом году на ЗАО
«ЛАЗ» выпустили 436 автобусов, в то время как в 2002 году – 307. Таким
образом темп роста составил 142%.

Но дело не только в количестве выпущенных автобусов. К концу года закончилось
освоение производства и был развернут серийный выпуск машин нового модельного
ряда под общим названием «Лайнер». Если в 2002 году таких автобусов изготовили
всего 75 штук (остальные были моделей 695 и 699), то в 2003 году – уже
381.

Практически вся произведенная продукция нашла своего потребителя – автобусы
делают под конкретный заказ. В 2003 году было реализовано 419 машин, в
то время как в 2002-м – только 269. Но это все – только начало. В планах
на 2004 год выпустить 850 автобусов. И, конечно, их продать.

География поставок «ЛАЗа» достаточно широка. Например, недавно партия
автобусов была передана в Грузию. Кроме того, львовские автобусы поставляются
в Молдову, Азербайджан, Таджикистан и другие страны. Поступают предложения
из Сербии, Хорватии, Польши по поводу организации сбыта продукции «ЛАЗа»
в этих государствах.

Крупнейшим импортером львовских автобусов является Россия: среди заказчиков
– концерн «Газпром», предприятия нефтехимического комплекса, перевозчики,
работающие на пригородных и междугородных маршрутах.

Что же касается заказов в Украине, то следует отметить, что в прошлом
году здесь было продано 183 автобуса. Основные потребители – это восточные
регионы и Крым. Впрочем, заказы поступают из всех областей.

Главное – качество

На ЗАО «ЛАЗ» качество продукции – в центре внимания. В прошлом году
завод получил сертификаты качества TUV CERT и УкрСЕПРО – подтверждение
того, что на предприятии внедрена система менеджмента качества согласно
требованиям ISO 9001: 2000. А совсем недавно «ЛАЗ» стал победителем в
конкурсе «Сто лучших товаров Украины» – и на региональном, и на общегосударственном
уровнях.

В развитие производства инвестировано немало средств. Так, новое оборудование
обошлось почти в 1 млн. долларов. И еще столько же вложено в подготовку
производства новых моделей.

Высокое качество конечного продукта, конечно же, невозможно без соответствующих
комплектующих европейского уровня. Одним из своих стратегических партнеров
«ЛАЗ» выбрал фирму Deutz – крупнейшего в мире производителя дизелей. Недавно
во Львов были поставлены первые 11 двигателей для разных типов автобусов,
а в этом году готовится рамочный контракт еще на 250 моторов.

«ЛАЗ» плодотворно сотрудничает и с венгерской фирмой Raba, поставляющей
дизели Евро 2 и мосты.

Львовские автобусостроители сотрудничают и с известной фирмой Webasto,
которая производит системы отопления и кондиционирования, а также предпусковые
подогреватели. Фирма «Феста-Украина» – одно из предприятий всемирно известного
концерна FESTA – поставляет на предприятие пневмоприводы открытия-закрытия
дверей как для туристических, так и для городских автобусов.

Что новенького?

На 2004 год перед заводчанами поставлена задача начать освоение производства
нового полутораэтажного туристического автобуса повышенной комфортности
«НеоЛАЗ» (ЛАЗ-5208ML). Опытная модель была показана в августе прошлого
года на Международном Московском автосалоне, где он получил высокую оценку
специалистов. В конкуренции с российскими, западноевропейскими и корейскими
производителями украинская машина была признана «Лучшим междугородным
(туристическим) автобусом» и «Лучшим в автомобильном дизайне». Создание
«НеоЛАЗа» – подтверждение того, что специалисты предприятия умеют разрабатывать
и производить машины, соответствующие мировым стандартам.

Сегодня уже практически закончена договорная компания по поставке комплектующих
на эту машину, и с апреля месяца начнется освоение ее производства.

В нынешнем году общественности будет представлен опытный образец низкопольного
городского автобуса большого класса. А с начала следующего года планируется
запуск этой машины в производство. На заводе считают, что этот автобус
найдет своего потребителя не только в Украине, но и за ее пределами.

Сегодня в Украине ощущается большая потребность в автобусах малого класса.
«Мы рассматриваем возможность начала производства таких машин. Это вполне
вероятно, – сообщил на пресс-конференции председатель правления ЗАО «ЛАЗ»
Юрий Сорокин. – Единственный вопрос: будет ли это машина нашей собственной
разработки или мы наладим совместный выпуск с кем-то из производителей
автобусов подобного типа».

Так что львовские автобусостроители в ближайшее время еще не раз порадуют
потребителей своими новыми машинами – красивыми, удобными и надежными.

 МНЕНИЕ  

Юрий
Сорокин
Председатель правления ЗАО «ЛАЗ»

«Что касается объемов производства ЗАО «ЛАЗ» на этот
год, то наша задача – увеличить его в два раза. План
производства утвержден в объеме 850 автобусов».

 Структурные
перемены

Как сообщила пресс-служба ЗАО «ЛАЗ», 6 февраля состоялось
собрание акционеров ЗАО «ЛАЗ», на котором были подведены итоги
деятельности предприятия за 2003 год и определены перспективы
развития на 2004 год. При подведении итогов были отмечены
неудовлетворительные результаты по реализации автобусов «ЛАЗ»
в Украине. Ярчайшим примером был проваленный Торговым домом
«ЛАЗ-Украина» тендер на поставку автобусов в г. Киев, когда
из 150 закупленных горадминистрацией автобусов продукция «ЛАЗ»
составила только 30 единиц подвижного состава. По сравнению
с 2002 годом доля украинского рынка автобусов, занимаемая
продукцией «ЛАЗ», снизилась с 18% до 6,5%. И это при значительном
росте производства и сбыта продукции «ЛАЗ» на экспорт.

Результатом собрания акционеров стало решение о прекращении
коммерческого сотрудничества с ЗАО «Торговый дом «ЛАЗ-Украина»
как структуры сбыта продукции «ЛАЗ». Сегодня ее реализация
осуществляется непосредственно предприятием, ведется подготовка
по организации новой эффективной структуры сбыта украинских
автобусов.

Леонид Гоголев
Фото Юрия Нестерова и Сергея Кузьмича