Брянским ракетовозам БАЗ - 50!
Брянский автомобильный завод (БАЗ) нынешним летом отмечает полувековой юбилей. Начиная свою деятельность в 1958 году с выпуска промышленных тракторов за пять десятилетий оно стало крупнейшим производителем многоосных полноприводных шасси – носителей ракетного вооружения.
Одним из этапных автомобилей предприятия стало шасси ЗИЛ-135, специально разработанное московскими конструкторами для Брянского автозавода в 1966 году. Этот автомобиль, который обладал уникальными ходовыми качествами, стал первой машиной будущего 135-го модельного ряда. Эти машины в дальнейшем использовались под монтаж ракетного комплекса «Луна», крылатой ракеты П-5, системы залпового огня «Ураган» (на фото) и других военных надстроек.
Грузовики этого диапазона оснащались двумя бензиновыми двигателями ЗИЛ-375 мощностью 180л.с., которые монтировались за четырехместной стеклопластиковой кабиной. Каждый мотор посредством своей многоступенчатой бездифференциальной трансмиссии осуществлял привод колес своего борта.
Интересное техническое решение было применено при создании ходовой части автомобиля. Первый и четвертый мосты были управляемыми и заметно удалены от сближенных между собой второй и третьей осей. А при повороте в одну из сторон первый мост поворачивался в обычном направлении, а четвертый в противоположном. Применение такой схемы позволяло получить высокие характеристики маневренности машины и небольшой радиус поворота 12,5 м при габаритной длине шасси 9,3м.
А расположение неуправляемых мостов вблизи центра масс грузовика позволяло уменьшать затраты мощности при преодолении неровностей дороги. Передняя и задняя оси крепились на независимой торсионной подвеске. Грузоподъемность шасси составляла 9000 кг, а его полная масса не превышала 20 тонн.