Знать историю всегда хорошо. Знание истории, которая выходит за рамки школьной программы – это не просто любознательность. Знаменательная историческая дата, многочисленные события из прошлого, личности, восседающие на престоле истории, всё это по-отдельности или в совокупности, наставляет будущие поколения. Общая история человечества имеет основную характеристику – это развитие. В контексте этого, всегда интересно смотреть на знакомый всем предмет, каким же образом он выглядел, скажем, 100 лет назад. Сегодня этим предметом будет автокресло. Кто-то думает, что этот предмет детской безопасности появился где-то лет 5 назад, ну максимум 10 лет назад. На самом деле, история «специальной удерживающей системы для детей», берёт своё начало в середине 20 столетия. А примитивные прототипы появились ещё раньше. Обо всём по очереди.
1935 год. В журнале Modern Mechanix (США) была опубликована небольшая информационная заметка. Эта статья рассказывала об изобретении, которое помогало фиксировать ребёнка в домашних условиях. Некий аналог современному «стульчику для кормления». Помимо домашней эксплуатации этого приспособления, предполагалось его использование в автомобиле. Изобретателей этого приспособления интересовал прежде всего один вопрос, как зафиксировать ребёнка в одном положении, чтобы он не мешал взрослым дома и в салоне автомобиля. Для заинтересованности ребёнка на кресло, которое крепилось на металлический прут, монтировали игрушечную голову лошади.
1936 год. Интересное приспособление, которое в те года американцы называли «комфортным детским автокреслом». Многие, кто сегодня на него смотрит, увидит в нём обычный стульчик или неудачные санки. Как бы нам не казалось это абсурдным, но сам факт, что ребёнок уже держится за ручки этого приспособления, считался действием, направленным на безопасность ребёнка. Из потребительских качеств этого сидения отмечались удобные подлокотники, а также подножки, благодаря которым не портится обивка сидений. Справедливости ради стоит заметить, что в 30-е года не было такого автомобильного потока и таких скоростей.
1939 год. Любящий и заботливый отец Лестер Брессон, из штата Коннектикут (США), смастерил для своего маленького сына приспособление напоминающее удерживающую систему, по сравнению с предыдущими экспериментальными моделями. Это сиденье оборудовано ремнём, который фиксировал ребёнка. Кресло было сделано из подручных средств. Оно крепилось на штыре, встроенном в пол автомобиля между двумя передними сидениями. Безусловно, ещё мало приходилось говорить о безопасности ребёнка в этом прототипе.
1940-е года. Удивительно, но факт остаётся фактом. Внимательный читатель, наверняка, уже заметил одну нить, связующую все эти приспособления. С завидным упорством инженерная мысль изобретателей «усаживала» ребёнка на переднее пассажирское сиденье. И никто ещё не понимал, что расположение ребёнка на заднем диване автомобиля, является более безопасным. Но в то время всё было направлено на то, чтобы надёжно зафиксировать ребёнка, исключая помеху водителю со стороны детей. Реклама 40-х: «Автомобильное сидение. Ребенок остается на месте, путешествует в безопасности! Весьма надежно — прочно прошитая ткань, стальная рама. Складывается для хранения».
1957 год. Этот год стал знаковым для всей автомобильной индустрии. Если быть точнее, то знаковым для безопасности пассажира в автомобиле. Швеция стала первой в мире страной, узаконившей использование ремней безопасности. Основанием для этого стало оснащение новых автомобилей Volvo 144 с креплением для двухточечного ремня безопасности. Данное крепление располагалось на передних сиденьях и предназначались исключительно для взрослых пассажиров. Но в некоторых семьях был особый подход к фиксации ребёнка такими ремнями.
1958 год. Появляется первый официальный документ, который затрагивает вопросы детской безопасности. Под эгидой ООН было подписано «Женевское соглашение», которое содержало в себе «Соглашение об обеспечении безопасности детей в автотранспорте». Пока ещё не существовало жёстких стандартов детской безопасности, все прописывалось очень поверхностно. Но при этом был создан положительный импульс для детской безопасности в целом.
1959 год. Специалист компании Volvo Нильс Болин, который имел отношение к авиапромышленности, изобретает трёхточечный ремень безопасности. Этот тип крепления очень стремительно становится общепризнанным мировым стандартом как в Европе, так и в США. Можно с уверенностью сказать, что именно законодательное внедрение ремней безопасности послужило основой для повышения требований к детским удерживающим устройствам. На фото первый тестовый прототип детского автокресла Volvo. Разработка которого началась вскоре после изобретения трёхточечной системы фиксации.
1962 год. Этот период был ознаменован получением первых патентов на изобретение детских автокресел. Независимо друг от друга инженеры из США и Англии разрабатывают своеобразные средства детской безопасности. Специалист из США впервые пристегнул ребенка внутри сидения. Модель от англичанина отличалась тем, что кресло фиксировалось трёхточечным ремнём в положении «против хода движения». Автопроизводители и инженеры вскоре последовали их примеру, дополняя разработки новыми идеями.
1967 год. Параллельно стремительному увеличению количества автомобилей на дорогах, увеличивается количество аварийных ситуаций. В связи с этим возрастает спрос на новые средства безопасности. В этом году автомобильная компания Volvo, которая отличалась инновационным подходом к вопросам безопасности, в сотрудничестве с профессором гетеборгского университета Бертилем Альдманом, представила промышленный образец первого детского автокресла, выпущенного непосредственно автопроизводителем и предназначенного для установки лицом против хода движения.
1971 год. Чуть больше десятилетия назад в Германии основана компания Römer Wingard Autogurte GmbH. На сегодняшний день, после объединения с британской компанией Britax, этот концерн называется Britax Römer. И занимает по праву лидирующую позицию среди производителей автокресел для детей. Определённый период времени компания занималась производством ремней безопасности. В силу определённых обстоятельств, компания полностью переключается на производство детских автокресел. В 1971 году в серийное производство поступает первая модель Römer Peggy.
1977 год. На фоне растущего количества производителей автокресел для перевозки детей в автомобиле, появляется объективная потребность определять качество выпускаемой продукции. Поэтому, появляются организации со своими методиками, которые проводят тестирования автокресел, в том числе и ударные. Так в 1977 году выглядел один из первых, используемый для краш-тестов, манекен трехлетнего ребенка. Внутри него установлены датчики, которые во время удара определяли нагрузки, испытываемые в области головы, шеи, грудной клетки ребенка.
1982 год. Ещё одно знаковое событие, для развивающейся отрасли производства «детская безопасность», произошло в этом году. 17 ноября 1982 года утвержден Европейский протокол ECE R 44, в котором прописывались нормы, определяющие требование к производству и тестированию автокресел для детей. В большинстве европейских стран вводиться полный запрет на перевозку детей, ростом менее 150 см, без специальных удерживающих устройств. Из года в год, по мере развития научно-технологического прогресса, этот протокол дополнялся и расширялся. За весь период существования этого нормативного документа было принято четыре редакции.
1993 год. С 1 января этого года, продаваемые в Европе автокресла, должны соответствовать стандартам, установленным в протоколе ECE R 44/1. Для визуального понимания на каждое автокресло, сертифицированном по этому стандарту, приклеивался информационный стикер оранжевого цвета. Сертификацией автокресел начали заниматься независимые институты: TUV, Dekra и т.д. Стоить отметить, что эти организации несли солидарную ответственность с производителями, в случае нанесения ребёнку телесных повреждений и травм, которые наступили в следствии использования автокресла с производственным браком.
1997 год. Компания Römer на базе своего испытательного центра, совместно с автоконцерном Volkswagen, разрабатывают специальное крепление для автокресел – IsoFix. Крепление, которое делает положение автокресла в автомобиле более устойчивым. И самое главное, минимизирует степень ошибки при его установке. Именно проблема с правильной установкой автокресла, подтолкнула специалистов этих компаний разработать такой тип крепления. Актуальность этой проблемы проявляется и в наши дни. В этом же году было выпущено первое автокресло с таким креплением Römer Prince Isofix.
1998 год. Всемирно известная немецкая компания RECARO вводит новое концептуальное решение в производство детских автокресел. Эта инновация реализовывается в новом автокресле RECARO Start. Первое автокресло, которое «растёт» вместе с вашим ребёнком. Особенностью этой модели являлся алюминиевый каркас — технология из автоспорта, традиционной для бренда. Также оно, впервые в мире, получило сертификат ортопедов немецкой медицинской организации AGR.
2011 год. С началом нового столетия происходит постепенное развитие в вопросах, связанных с детской безопасностью. Вносятся дополнения и изменения в действующий протокол ECE R 44. Разрабатываются новые технологии, с помощью которых степень защиты ребёнка в автомобиле становилась всё выше. Одной из этой технологии был ремень Top Tether. Это дополнительный удерживающий ремень, который крепится к верхней части детского сидения и фиксируется в специальных точках за спинкой заднего сидения автомобиля. Этот ремень применялся для фиксации уже не один год. В 2011 наличие точек крепления для него стало обязательным условием в ЕС.
2012 год. Специалисты, которые изучали статистику связанную с ДТП, в один голос говорили о необходимости введении дополнительных элементов боковой защиты для автокресел. Это связано с тем, что каждая четвёртая авария происходит из-за бокового столкновения. Более того, боковой удар — причина 20% несчастных случаев с детьми из-за недостаточной защиты кресла!. В результате производители стали усиливать в автокреслах методы боковой защиты. В этом году появляется шедевральное автокресло от компании Britax Römer с названием Trifix. В это кресло интегрирована технология боковой защиты SI-PAD. А также передовую технологию V-Tether, взамен классическому якорному Top Tether.
2013 год. Новая отправная точка для всего прогрессивного человечества, кому не безразлична безопасность детей в автомобиле. Это эпохальное событие – появление нового стандарта безопасности R129 или iSize. В этом году первые нормативы этого протокола вступают в силу. Основными изменениями, по отношению к ECE R 44, является обязательная транспортировка детей до 15 месяцев в положении «лицом против движения». Значительно повышаются требования к защите от бокового удара — боковые краш-тесты обязательны еще при сертификации модели. Групповая классификация автокресел базируется на росте ребёнка. Для удобства пользователей и производителей переход на новый стандарт будет постепенным и не отменяет действующий. Таким образом, несколько лет будут одновременно действовать оба эти стандарта.
А мы напоминаем вам, что самые комфортные и безопасные автокресла, на сегодняшний день, вы можете выбрать на сайте http://britax-roemer.com.ua/