X

Я готов привезти в Украину первый автомобиль на водороде

Александр Репкин – президент энергетической ассоциации «Украинский Водородный Совет», член межведомственной группы по вопросам внедрения электро-аккумулирующих систем и разработки механизма стимулирования их строительства и интеграции в ОЭС. Эксперт в сфере альтернативной энергетики.

Водородные авто – уже не фантастика, а реальность. Похожие на электрокары – они более экологичны и эффективны. Водород выделяет в 3 раза больше энергии, чем бензин, при этом выбрасывает в окружающую среду обычную воду. А вот с электрокарами проблема: срок действия аккумуляторов ограничен, производство – недешевое, а утилизация – очень дорогая. Заправлять водородные авто, в отличие от электромобилей, нужно не 5 часов, а лишь 5 минут. Поэтому электромашинам в бампер дышат именно автомобили на водороде. Чтобы показать преимущества таких машин, я готов привезти первый водородный автомобиль в Украину уже в 2020-м году. Через 30 лет в мире наступит эра водорода. И Украина должна быть к этому готова.

Необходимо как можно скорее освоить новые для нас технологии, и рассчитать расходы. И действовать надо быстро. Именно поэтому украинская делегация едет на промышленную выставку в Ганновер в этом апреле. Рано или поздно переход на водород вынуждены будут сделать все. А в выигрыше, как всегда, останутся первые. Поэтому другие страны так «спешат» с развитием водородных проектов, но все карты на стол, конечно, не выкладывают.

В мире уже есть трассы, оснащенные водородными автостанциями. На перроны Германии прибывают водородные поезда. В японских домах устанавливают водородные электрогенераторы. А водородные авто уже запускают в серийное производство. В этом году компания Toyota планирует выпустить 15000 таких машин. Уже заявлены новые разработки Hyundai, BMW и Mercedes. Стоит отметить, что водородные автомобили уже сейчас по цене, как Tesla. А это лишь старт.

В этом году только в Германии построят еще 65 водородных автозаправочных станций. Какими они будут – посмотрим в Ганновере. Ведь технологии шагают вперед. Некоторые водородные АЗС теперь больше напоминают мини-производства, чем автозаправочные станции. В октябре прошлого года я был на презентации австрийской АЗС Fronius, которая работает благодаря солнечной энергии. Принцип работы следующий: солнечный крыша над станцией производит электроэнергию, которая попадает в гидролизер для выделения водорода. А водородом потом заправляют машины.

Украина все еще может статьодной из первых. Наша цель: импортировать как можно меньше составных частей оборудования и технологий, используя свои разработки. В производстве водорода есть две основные проблемы, над решением которых работают ученые, в том числе и украинские. Первая, как на этапе производства водорода тратить как можно меньше электроэнергии, и получать как можно больше водорода. Вторая, как на этапе превращения водорода в электроэнергию сделать так, чтобы тратить как можно меньше водорода, а получать как можно больше электроэнергии.

Украинский Институт возобновляемой энергетики был соавтором первого в Дании проекта, объединившего ветряную электростанцию ​​и гидролизер. И сегодня именно этот научный институт вместе с УкраинскимВодородным Советом занимается решением проблем внедрения водорода в украинскую экономику, разрабатывает программу развития отрасли, так называемую, «дорожную карту».

Водород в Украине уже производят: его используют в металлургии для частичной замены природного газа и для производства удобрений. Единственное, чего не хватает, это специальных технологий, которые бы расширили возможности водорода в энергетике. Надо понимать: водород не так уж далек от нас, как кажется на первый взгляд.Уверен, что в ближайшее десятилетие в Украине уже будут работать 100 водородных автозаправочных станций. Но начинать нужно именно сейчас: с первой АЗС и с первых десяти водородных автомобилей уже через год.