X

Почему во Франции нет маршруток

Однажды одному очень хорошему дедушке стукнуло 90 лет. Ну, дата такая, требующая уважения и присутствия всей семьи до седьмого колена. Благо, такого добра – семьи, в смысле – хватает. Поэтому было объявлено заранее и донесено до понимания всем заинтересованным, что “такого числа в воскресенье быть строго при параде в дедовом доме с подарками и радоваться”.

Все дружно воскликнули “йоу-хууу!” и укатили праздновать. А меня оставили работать. С моим плавающим графиком, десятком удаленных проектов и парочкой нежданчиков, которые завершались глубоко в ночь, вырваться было практически нереально, и я, погрустивши, уже оформила себе было дело отгул с дедушкиного праздника по уважительной причине… Как вдруг французский супруг произнес: “Слушай, ну чего ты будешь пилить столько дороги после работы с выпученными глазами. Да еще и одна. Поймай маршрут на BlaBlaCar”. И пошел себе дальше допивать своё красное вино.

Вообще, если быть предельно честным, транспорт во Франции – это дорого. Поезд (не скоростной, нормальный) может запросто стоить 50 евро, а это сравнимо с ценой на авиационный лоу-кост. Автобусы идут чуть дешевле. Автомобиль, если загрузить его четырьмя седоками и толковым водителем, получается самым выгодным средством передвижения на дальние дистанции. И на средние дистанции тоже. Но! Если только ты едешь не один.

А вот если ты едешь один… Получается форменная ерунда: поезд дорого и часто неудобно, так как надо делать пересадки, а автобусы совершенно озверели и ездят исключительно по неудобному расписанию. Деваться некуда, пришлось примкнуть к седьмому миллиону пользователей сервиса совместных автомобильных поездок (кажется, именно столько насчитывает французский вариант BlaBlaCar).

Из неоспоримых плюсов:

– все очень просто – задал две точки, взял список машин, выбрал водителя и нужное тебе время;
– оплата крайне прозрачная – все по карточке, дистанционно, деньги бронируются на счету, а водитель их получает только тогда, когда ты подтвердишь, что маршрут состоялся;
– совсем недорого – в среднем поездка на французском BlaBlaCar обходится в два (а то и в три) раза дешевле, чем на поезде;
– гибкость условий – тебя могут подобрать, где ты попросишь, и высадить в нужном месте. И никто не будет донимать тебя разговорами в дороге, если ты сидишь в наушниках или серфишь в телефоне. Политес!

Из возможных минусов:

– если не в ваших правилах доверять людям, лучше не надо. В целом, все честно, и никому не интересно нажухивать клиента (или водителя) на смешные суммы денег. Но стыковки, точки доставки, все вот эти мелочи – это нужно доверять и уметь договариваться;
– курящим любителям животных может быть несладко. В поезд-то ты можешь полезть хоть со своим велосипедом, а вот с померанским шпицем тебя в машину могут и не пустить. Ну, и если никотиновая зависимость скручивает уже через два часа… Да, лучше тогда перекуры на полустанках.

И самое забавное. Во Франции всей железной дорогой и сообщением по ней ведает одна-единственная компания-монополист под названием SNCF. Так вот, чувствуя, что пользователи постепенно ускользают, именно SNCF прикупила несколько лет назад местную французскую компанию, которая занимается аналогичным бизнесом, что и BlaBlaCar, организовывает людям совместные поездки. Как говорится, если у тебя появился конкурент, или сожри его первым, или жди, пока он съест на завтрак тебя. Любопытно, что сама BlaBlaCar не ищет никакого прикрытия в лице могущественных партнеров, а разрабатывает и дальше свои сервисы, собирает дань с каждой поездки и отлично себя чувствует.

А теперь немножечко о сумме этой дани: комиссия BlaBlaCar за оплату поездки в сто километров составила примерно 1 евро из 5 евро общей суммы оплаты. Они сами сразу указывают, что “наша доля составит столько-то, водителю достанется столько-то”. Согласие как продукт непротивления всех сторон достигается мгновенно! Ну что, попробовать рвануть через всю страну на попутках? Пожалуй, можно рискнуть и на такую авантюру, уж больно сервис понравился. Расскажу непременно!