Станет ли Киев “городом велосипедов”, или почему Киев не Амстердам?
Некоторое время назад меня весьма озадачило одно заявление, прозвучавшее из уст уважаемого человека, которого мы все знаем как в качестве гордости отечественного спорта, так и всенародно избранного столичного мэра, гласившее о том, что одна из целей его администрации — сделать Киев «современным велосипедным городом».
Признаться, к заявлениям некоторых профессиональных политиков, зачастую ради поднятия рейтинга с серьезным видом «несущих» откровенную несуразицу, я уже давно выработал иммунитет. Но тут, очевидно, «картина» иная — человек в политике присутствует не так давно, прожил много времени в западной Европе и приобрел соответствующий менталитет, да и что бы там не говорили недоброжелатели — личность весьма рассудительная и достаточно интеллектуальная.
Перед глазами сразу всплыла идиллическая картинка старинных каналов Амстердама, вдоль которых по брусчатым улочкам «проплывает» масса людей на велосипедах — мужчин и женщин, старых и молодых, в деловых костюмах и панковском «прикиде». Улицы с брусчаткой, деловые костюмы и даже Русановский канал в наличии и у нас — так может, градоначальник и его команда «имеют рацию», и в перспективе можно сделать так, чтобы большинство киевлян с удовольствием пересело с механических «железных коней» на легкие и юркие велосипеды? Что ж, попробуем разобраться.
Действительно ли вся городская Европа массово ездит на велосипедах? Как это нередко бывает, оказывается, всё не столь однозначно. Да, в Нидерландах и Дании, а также в прибрежных курортных городах южной Европы и небольших уютных городках по всему континенту велосипедистов много, для них создается инфраструктура и зачастую предоставляются преимущества. Но те, кто бывал, предположим, в Риме или Лондоне, не мог не заметить — велосипедистов там в общегородских потоках сравнительно немного, и это в основном спортсмены, туристы или «энтузиасты». Но в чем же дело?
В первом случае нишу легкого личного транспорта вместо велосипедов заняли мотороллеры разных типов и стоимости. Причина такого положения дел проста — Рим, точно так же, как и наш Киев, построен на холмах, а крутить педали при езде в гору занятие весьма утомительное даже для здоровой молодёжи, не говоря уже о людях за 40-50 с «букетом» возрастных недугов.
В то же время, в отличие от Рима у нас двухколесная мототехника также не будет «панацеей» – ибо использовать её круглый год невозможно из-за фактора, о котором мы поговорим ниже. Что же до Лондона, то хотя его и не назовешь холмистым городом, но тут вступает в силу фактор расстояния. Если площадь «велосипедной столицы мира» – Амстердама составляет всего 219 кв. км., то Лондона — все 1706, то есть почти в 8 раз больше! Становится понятным, что перемещаться на такие расстояния с помощью мускульной силы и физически для большинства невозможно, и потери времени неприемлемы. Площадь же Киева составляет 847 кв.км., что эквивалентно четырем (!) Амстердамам. Как говорится, комментарии излишни.
Хорошо, скажут убежденные поклонники велосипедов — ведь не всем ехать из одного конца города в другой? Да, в этом они правы, но у нашей столицы есть и другие особенности, отнюдь не благоприятствующие ежедневным велопоездкам на работу, а не короткой прогулки ради. И первая из них банальна: суровая, как для Европы, зима. Если в Амстердаме средняя температура января составляет 3,7 градусов выше нуля, в Копенгагене и Лондоне 1 и 5 градусов с плюсом по Цельсию соответственно, то в Киеве этот показатель – 3,5 градуса мороза! А для обычного человека, а не увлеченного спортсмена, ехать на велосипеде в мороз — ещё то «удовольствие», причем удовольствие еще и опасное: сочетание ледяной корки и двух колес вряд ли способствуют устойчивости, даже с очень дорогой, тяжелой и быстро изнашивающейся на городском асфальте шипованной велорезиной.
К тому же, тем, кто не был в тех же Нидерландах зимой (а, я признаться, тоже не был) стоит посмотреть сюжеты о городе — даже при их плюсовой температуре в холодное время года, «ездоки» на двух колесах часто выглядят замерзшими и даже простуженными, далеко не эстетично кутая рот и нос в тёплые шарфы и платки. Стоит ли сомнительное «удовольствие» зимней поездки на велосипеде подорванного здоровья и трат на лекарства? Вопрос риторический. А если ездить лишь в теплое время, тогда велосипед уже не будет полноценным транспортом «на каждый день», а останется лишь тем, чем он сейчас есть — снарядом для спортивных занятий и получения удовольствия.
К данному аргументу примыкает еще одна сугубо киевская проблема для велосипедиста — мосты, расположенные на большой высоте над руслом Днепра, и как следствие, «продуваемые всеми ветрами» не только зимой, но и в банальную летнюю непогоду: даже при постройке по ним велодорожек (в возможности чего я сильно сомневаюсь, разве что вместо ставших давно притчей во языцех так называемых «полос для общественного транспорта») сохранить устойчивое положение на велосипеде в этом случае по силам лишь тренированному спортсмену, но никак не обычному горожанину.
Ладно, пускай гражданин потратил кучу денег на хороший велосипед (а стоит он как иной б/у автомобиль) и фирменную зимнюю резину, утепляющую и защитную экипировку, обладает от природы богатырской силой и здоровьем, прошел курс обучения езде в экстремальных условиях у модного велотренера (что уверен, тоже стоит весьма немалых денег), и выбрался утром на работу в офис. Стоп! А во многих ли киевских офисах имеется душ и раздевалка, чтобы после долгой поездки (в большинстве случаев, преодолев упомянутые ранее киевские подъемы), извиняюсь за натурализм, смыть с себя семь сошедших потов и переодеться в чистую сорочку и костюм согласно правилам дресс-кода? Вернее, перефразирую даже так — найдется ли в Киеве хотя бы несколько офисов с этими необходимыми для велосипедиста «принадлежностями»? Сомневаюсь, более того — уверен, что даже в суперсовременных офисных центрах хотя бы одну раздевалку на несколько комнат вряд ли возможно устроить просто конструктивно.
Нет, существуют, конечно, офисы, переоборудованные из бывших квартир, где теоретически может сохраниться ванная комната с подведённой горячей водой — но это поможет, если велосипедист среди сотрудников один. Но мы же «равняемся на Амстердам», верно? Так вот представьте себе, что будет, если все сотрудники на 9-00 приедут на работу на велосипедах, а душ — один? На сколько часов растянется очередь, когда начнется рабочий день и как долго у работодателя хватит терпения выдерживать подобный, извиняюсь за выражение, «цирк»? Кто-то, как правило, совсем не знакомый с киевской жизнью, наверняка спросит – «А почему дорога долгая? Ведь в Амстердаме…» – так вот, дружище, Киев не Амстердам.
Во многих старых, тем более не очень больших по площади европейских городах рабочие места — офисы компаний распределены среди жилых кварталов более-менее равномерно, но в Киеве (это обусловлено историческими причинами) деловой центр, равно как правобережные окраинные бывшие промзоны (где тоже немало фирм и складов) расположены отдельно от жилых «спальных районов», львиная доля которых находится на другом берегу Днепра, за десятки километров от рабочих мест.
Кстати, нечто похожее можно наблюдать и в Лондоне, который, как уже упоминалось выше, вряд ли можно назвать городом «победившего велосипеда» – хотя в своё время велосипед начал свой «триумфальный путь» по миру именно оттуда. Итак, мы с вами, уважаемые читатели, перечислили и проанализировали только лишь основные, «лежащие на поверхности» – но объективные и вряд ли устранимые в обозримой перспективе причины того, что Киев практически невозможно превратить в город, где основным личным транспортом будет велосипед — и примеры некоторых европейских городов совершенно не подходят для наших реалий.
Искренне надеюсь, что наш уважаемый градоначальник обсудит этот вопрос с по-настоящему опытными экспертами, способными видеть не только европейские идеи, но и отечественные реалии, и примет взвешенное и разумное решение — так ли уж необходима в Киеве велосипедная инфраструктура по типу Амстердама, если пользоваться ей будет мизерное количество горожан, а вот проблемы и неудобства она может создать для многих.