Машины на еврономерах – путь в Европу или обратно?
Побыть немножко европейцем – это так приятно и возвышает над собственным эго, подпорченным советским прошлым, которое, как оказалось, в отличие от интеллигентности, легко передаётся через гены, как шизофрения. Улыбаться официанту в ресторане, бросать мусор в урну и теперь уже даже попадать, не занимать полосу для общественного транспорта. Это немножко сложно, а мы привыкли, что любое усилие достойно награды. Нельзя же что-то делать просто так?
Мы тут продвигаем изо всех сил европейские ценности, принося в жертву весь свой нерастраченный положительный потенциал, а материальное воплощение этих самых ценностей по-прежнему там, за железным занавесом. Давайте хоть немножко перебросим через забор? Например, хороший автомобиль с пробегом по Европе. Имеем право? И пусть надо будет раз в год его возить за границу на перезапуск схемы, это терпимо. Главное, все ведь законно! Ну почти. Вас ведь не зацепило слово «схема»?
В компаниях, занимающихся ввозом в страну машин на литовских и польских номерах, это слово не используется. Никаких схем, все совершено законно. Так, небольшая хитрость. Вот, у нас над столом в золотой рамочке висит Стамбульская конвенция, по ней и живём.
Вы ввозите машину для коммерческих целей, под иностранную компанию, а коммерческие цели – понятие растяжимое. Будете возить с собой папку документами, а полиции отвечать, что вас наняли на год возить по стране папку с документами. Такая коммерция. Это вариант для самых недальновидных.
Потому что человек хоть немного сомневающийся тут же загуглит и прочитает сотню статей о том, что автомобили, заезжающие в ту или иную страну по Стамбульской конвенции, обязательно имеют сопроводительный конвент, без которого схема не работает. Давайте на спор остановим в Киеве десяток «европеек», и если хоть в одной из них окажется нужная бумага, я сам приду на следующий митинг по временному ввозу.
Поэтому работает вторая схема – машина пересекает границу под обычное обязательство об обратном вывозе, но остается в стране. Штраф за такое нарушение – 8500 грн. платится сразу, а второй раз за одно и то же нарушение штрафовать Конституция не позволяет. Бинго. Поэтому ко мне приходят друзья, звонят знакомые: «Брать?» Что я могу сказать? С одной стороны – схема то работает, и пока копится какая-то критическая масса, будет работать. Что такое критическая масса? Это некая денежная сумма, которая может заинтересовать небожителей.
Там же наверху на мелочи не размениваются. Например, в страну зашло пять тысяч «транзитных» автомобилей, да тут и застряло. Конечно, это бизнес – вы же не поедете лично в Польшу искать доброго самаритятина, который отдаст вам свою поюзанную тачку вместе с техпаспортом за небольшую сумму – это же чем-то похоже на продажу по доверенности, потом проблем не оберешься. Значит, нужна какая-то контора, которая найдёт вам этого самого польского деда, оформит все бумаги, да ещё и пообещает правовое сопровождение, о чем тут же забудет, как рыбка Дори.
Все вместе эти барыги заработают миллион евро на всех машинах. Ну кому это интересно! Но если самих машин миллион? Два? Тут уже в государственной машине включаются специальные сенсоры, начинают шевелиться усики и запускаются механизмы включения в схему.
Возможны два варианта – государство в лице самых успешных чиновников включается в схему, расходы растут, машины дорожают, денежные потоки перенаправляются нужным людям, либо же схема тупо перекрывается: государство рапортует гражданам, что поток контрабанды пресечен и причины для социального неравенства устранены.
Раньше обычно задействовался первый сценарий, но сейчас, после революции, что-то в госмашине разладилось и все чаще мы видим второй сценарий – впрочем, для тех, кто уже купил себе европейца, это не важно, с машиной все равно придётся расстаться.
Благо, большинство из тех, кто ездит на европейских номерах, к такому развитию событий готовы. Это вроде как такая игра: государство нас прессует, а мы тоже не пальцем деланные, мы вот тут найдём лазейку. Оно её перекроет, а мы вот так. Да, возможно, на этот раз государство окажется хитрее. Но только на этот раз.
И всегда один и тот же аргумент: раз государство обо мне не заботится и ничего мне не даёт, обмануть такое государство – не преступление, а только хитрость, а живут по его законам только лохи. И мы живём в этом кольце, в вечном беге по кругу, кто кого: мы его или оно нас, потому что государство – плохое, а я – хороший и честный, но с таким государством иначе нельзя. И обман – единственный выход.
Только вот какая банальная штука: государство – это и есть мы, и наши маленькие хитрости и включают большие насосы вверху. Потому что – можно. Потому что – с таким государством/народом иначе нельзя.
Так что делать с машинами на временном ввозе? Лишить людей последней возможности ездить на нормальной недорогой машине в угоду каким-то мифическим принципам? Нет. Но и легализация обманом ввезенных авто – тоже не выход. Это потакание тем, кто изначально шёл на осознанный обман, пусть и руководствуясь собственным бессилием перед мощной государственной и коррупционной машиной.
Поэтому я выйду на митинг – но только тогда, когда мы выйдем на него не для того, чтобы легализовать незаконно ввезенные авто, а для, допустим, отмены заградительных пошлин на все б/у автомобили. И я прекрасно знаю, что это существенно подорвет бизнес официальных импортеров автомобилей в наших условиях, может быть на год, может на два, и лично мне, работающему в автомобильный прессе, не принесёт ничего хорошего.
Но во-первых, сейчас там и подрывать особо нечего, потому что у людей денег на новые машины просто нет, а кредит – до сих пор ругательное слово, но это как минимум будет честно. И это называется не легализация схем, а государственная политика – в государстве, где не кто кого, а мы сами и есть государство.